Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-2-14-19

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. В последние годы в профессиональной психолого-педагогической среде, а также общественных публицистических изданиях, все чаще поднимается проблема растущей динамики случаев задержки психического развития (ЗПР) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом следует заметить, что ЗПР сложнее всего диагностируется как отдельный тип заболевания или нарушения, поскольку представляет собой совокупность расстройств психики, граничащую с интеллектуальными нарушениями. Этому свидетельствует тот факт, что ЗПР как самостоятельный диагноз ни в международной, ни в отечественной классификации заболеваний фактически не имеет обособленной позиции.  Целью статьи является диагностика лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. Представлены результаты констатирующего эксперимента, которые показали необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития. Новизна данного исследования заключается в использовании комплексного диагностического инструментария, позволяющего логопеду всесторонне оценить уровень развития лексической стороны речи дошкольников. Результаты исследования могут быть применены специалистами для разработки инновационных диагностических методик и коррекционно-развивающих программ образовательных учреждений.

Ключевые слова: лексическая сторона речи, дошкольники, задержка психического развития, дефектология, логопедия

Благодарности: авторы выражают благодарность руководству института гуманитарного образования, кафедре дошкольного и специального образования МГТУ им. Г. И. Носова, а также педагогическому коллективу Детского сада № 18 «Полянка» г. Норильска за предоставление данных и оказание поддержки при написании статьи.

 

Информация об авторах

Долгушина Н. А. – доцент, кандидат медицинских наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».

Птиченко Ю. В. – педагог-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 18 «Полянка», г. Норильск.

 

Список источников

1. Фролова М. В. Эмпирическое исследование развития речи- рассуждения у старших дошкольников с задержкой психического развития // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 12(63). С. 790–799.

2. Выготский Л. С. О психологических системах. М. : Педагогика, 1982. С. 109–131.

3. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1974. 220 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. М. : Питер, 2012. 705 с.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада /под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. М. : Просвещение, 1979. 223 с.

7. Логинова В. И. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1984. 192 с.

8. Ушакова О. С. Методическое пособие. Программа развития речи и речевого воспитания дошкольников. М. : Сфера, 2023. 144 с.

9. Захарова О. Б., Александрова Л. Ю. Формирование лексической стороны речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 3-1(40). С. 148–150.

10. Кулик Н. М., Эрманбетова М. С. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей X Междунар. науч.-практ. конференции : в 2 чч. Часть 2. Пенза : Наука и Просвещение, 2019. С. 40–42.

11. Назарова, Н. В. Особенности развития речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Чебоксары : Среда, 2022. С. 42–44.

 

Для цитирования: Долгушина Н. А., Птиченко Ю. В. Диагностика лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 2. С. 14–19. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-2-14-19.

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-2-14-19