Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-2-06-13

Аннотация. Формирование у будущих педагогов-психологов ориентации на наиболее значимые в личностном, социальном и профессиональном отношении духовно-нравственные ценности является сегодня одной из важнейших задач профессиональной подготовки педагогов в вузе. Ценности – это один из пусковых механизмов жизнедеятельности человека, показатель его активности и духовности, устойчивой основой избирательного поведения, а ориентация на духовно-нравственные ценности определяет богатство внутреннего мира человека, стимулирует его стремление к высокому идеалу и духовному совершенствованию. Цель данной статьи – выделить профессионально значимые для педагогов-психологов духовно-нравственные ценности и раскрыть пути формирования у студентов вуза ориентации на эти ценности средствами психологических дисциплин. Исследование базируется на аксиологическом, системном и деятельностном подходах, идее о признании личности высшей ценностью, что выступает основанием для индивидуализации воспитания и обучения на всех ступенях образования.  Результаты исследования дают основание сделать вывод, что устойчивое повышение уровня развития духовной сферы личности будущих педагогов-психологов обеспечивается посредством организации их профессиональной подготовки на основе аксиологического подхода. Новизна и значимость работы состоит в выявлении содержания понятия «ориентация личности будущих педагогов-психологов на духовно-нравственные ценности», проявляющейся в направленности всех видов деятельности человека. Кроме того, значимость исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании педагогических условий формирования у данной категории обучающихся ориентации на духовно-нравственные ценности посредством выделения ядра духовных ценностей, наиболее значимых в социальном, профессиональном и личностном отношении для деятельности педагога-психолога.

Ключевые слова: педагоги-психологи, духовно-нравственные ценности, ориентация личности, психологические дисциплины, аксиологический подход, деятельностный подход

 

Информация об авторе

Нурмухаметов Д. С. – методист правления образования Администрации города Сибай Республики Башкортостан, муниципальный координатор по работе с одаренными детьми.

 

Список источников

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М. : Республика, 1993. 383 с.

2. Булгаков С. Н. Свет вечерний. М. : Просвещение, 1994. 414 с.

3. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным : социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. 1996. № 4. С. 35–44.

4. Розанов В. В. Цель человеческой жизни. Смысл жизни: антология.  М. : Пресс-Культура, 1994. 529 с.

5. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л. : Ленинградский университет, 1960. 156 с.

6. Медведев А. В. Искусство как форма социального эксперимента // Человек в мире культуры. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-forma-sotsialnogo-eksperimenta (дата обращения: 20.12.2024).

7. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. : Наука, 1989. 352 с.

8. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. М. : Учпедгиз, 1955. 264 с.

9. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. : Мысль, 1998. 256 с.

10.Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М. : Педагогика, 1978. 64 с.

11. Каган М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анали-за. М. : Политиздат, 1974. 398 с.

12. Мясищев В. Н. Проблема потребностей в системе психологии // Учёные записки ЛГУ. 1957. № 244. С. 3–23 с.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 1999. 720 с.

14. Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. М. : Творческая педагогика, 1993. 80 с.

15. Шаров Ю. В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей // Проблемы формирования социогенных потребностей : матер. I Всесоюзн. конференции. Тбилиси, 1974. С. 47–49.

16. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей // Шаг в науку. 2018.№ 1. С. 5–15.

17. Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1998. № 3. С. 27–38.

18. Щуркова Н. Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. № 3. С. 17–22.

19.Артамонова Е. И. Философско-педагогические основы формирования духовной культуры учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 39 с.

20. Косичев А. Д. Платонов Г. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 124–127.

21. Пряникова В. Г., Пряникова В. Г., Равкин З. И. Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (конец XIX–90-е годы XX века) // Наука : тезисы докладов на 34-й сессии научного совета по проблемам истории и образования и педагогической мысли. М. : РАО, 2000, 199 с.

22. Афанасьева И. Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности. М. : МГУ, 1986. 57 с.

23.Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 79–84.

24.Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе словарь / [Аксенова А. Ю. и др. ; под общ. ред. д. п. н., проф. А.Г. Козловой]. СПб : Речь, 2007. 329 с.

 

Для цитирования: Нурмухаметов Д. С. Формирование у будущих педагогов-психологов ориентации на духовно-нравственные ценности: к постановке проблемы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 2. С. 6–13. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-2-06-13.