Скачать PDF

Аннотация

В статье поднимается проблема повышения качества результатов высшего образования, осуществляемого в форме заочного обучения с применением дистанционных технологий; ставится вопрос о достоинствах функционирования создаваемой и развиваемой в МГТУ им. Г. И. Носова электронной образовательной среды; характеризуются возникающие в связи с этим проблемы и раскрываются предлагаемые автором пути их решения. В качестве ведущего метода исследования выступает факторный анализ, позволяющий, с одной стороны, объективно оценить плюсы дистанционного образования, а с другой, - обозначить минусы и наметить пути решения актуальных задач данного типа обучения. Спектр задач связан как с материально-техническим, так и с дидактическим и методическим оснащением процесса освоения обучающимися учебных дисциплин. В основной части статьи обозначается пять факторов, касающихся информационного, материально-технического, дидактического, диагностического и технологического оснащения процесса организации дистанционного обучения, а также представлено их подробное описание: во-первых, наличие в вузе электронной информационно-образовательной среды; во-вторых, необходимое и достаточное материально-техническое оснащение рабочих мест всех участников образования; в-третьих, методическое сопровождение всех дидактических материалов; в-четвертых, четко разработанная и доведенная до сведения обучающихся критериальная оценка выполненных заданий; и, в-пятых, достаточная подготовленность в плане компьютерной грамотности участников образования как эффективных пользователей. В качестве основания для дискуссионного обсуждения предлагается фрагмент одного из заданий по дисциплине «Методология и методы научного исследования», что дает достаточно полное представление о тех умениях обучающихся, на формирование которых нацелено данное задание.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, качество учебных достижений обучающихся, высшее образование.

 

Сведения об авторе

Орехова Татьяна Федоровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Ананьев А. Н., Белей А. И. Интернет-технологии как средство информационно-комуникационного обеспечения современного учебного процесса [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2009. № 3. Т. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-tehnologii-kak-sredstvo-informatsionnokomunikatsionnogo-obespecheniya-sovremennogo-uchebnogo-protsessa/viewer (дата обращения: 23.06.2020).

2. Аюпова Л. И. Дистанционное обучение и российские реалии [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-rossiyskie-realii/viewer (дата обращения: 11.06.2020).

3. Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obuchayuschihsya-pri-primenenii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 22.06.2020).

4. Воробьева С. А. Дистанционное обучение: сегодня и завтра [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-segodnya-i-zavtra/viewer (дата обращения: 26.06.2020).

5. Геращенко И. Г., Н. В. Геращенко Проблемы дистанционного образования: методологический аспект [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2017. № 2. URL: http://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogoobrazovaniya-metodologicheskiy (дата обращения: 23.06.2020).

6. Козлова Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования [Электронный ресурс] // Вестник Таганрогского института имни А. П. Чехова. 2013. Спецвыпуск № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-innovatsionnyy-podhod-v-realizatsiinepreryvnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 22.06.2020).

7. Куликова Е. В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorov-soputstvuyuschih-distantsionnomu-obucheniyu-v-vuze/viewer (дата обращения: 22.06.2020).

8. Никольская В. А., Родькина О. Я.  Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе вузов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения ФГОС 3+ [Электронный ресурс] // Научные ведомости: Серия Гуманитарные науки. 2016. № 28(249). Выпуск 32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-sistem-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-vuzov-dlya-prakticheskoy-realizatsii-novyh/viewer (дата обращения: 26.06.2020).

9. Толстоухова И. В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология [Электронный ресурс] // Человек и образование. 2016. № 2 (47) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya/viewer (дата обращения: 26.06.2020).

10. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство [Электронный ресурс] / В. С. Шаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (дата обращения: 22.06.2020).

 

Для цитирования

Орехова Т. Ф. Факторы повышения качества учебных достижений обучающихся в системе высшего образования в дистанционном формате // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 55-61.