doi:10.18503/2658-3186-2025-9-3-28-37
Аннотация. Становление и развитие женского образования в России является наименее изученной проблемой истории отечественного образования. Уже к концу XIX века была создана разветвленная система среднего женского образования, быстро развивавшаяся и по своим масштабам в то время заметно обгонявшая мужскую школу. В настоящей статье рассматриваются проблемы развития женского образования на Урале. На основе архивных, официально-документальных материалов, прессы, публицистических и статистических источников показаны процессы феминизации учительских кадров, роль дополнительных классов в подготовке педагогов. Автор создает коллективный портрет начальниц министерских и частных женских гимназий и прогимназий Оренбургского учебного округа, которые в первую очередь и обеспечивали новый уровень образования девушек. Рассматриваются основные проблемы женских средних учебных заведений Урала в конце XIX – начале XX вв. и деятельность начальниц по решению данных проблем. В статье анализируются требования, которые предъявлялись к претенденткам на должность начальниц гимназий; выделены основные формы их работы: участие в педагогической, просветительской и благотворительной деятельности. Представлены сведения о возрасте, вероисповедании, образовании, материальном и семейном положении. Автором сделан вывод, что работа была главным делом их жизни. Подробно рассматривается указанные вопросы на примере жизни и деятельности начальницы Троицкой женской гимназии, более 70 лет проработавшей в школе, Марии Васильевны Каменской. Начальницы женских гимназий и прогимназий относились к интеллектуальной элите. Их деятельность способствовала повышению статуса учебных заведений, поднимала уровень культуры и образования уральских городов в указанный период.
Ключевые слова: женские гимназии и прогимназии, социальный образ, коллективный портрет начальниц, образование, личность, биографика, Урал
Информация об авторе
Рушанин В. Я. – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории, музеологии и документоведения Челябинского государственного института культуры
Список источников
1. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1086–1796) // Материалы для истории женского образования в России в 4 тт. Т. 1. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1890. V, 296 с.
2. Болодурин В. С. Образование в Оренбуржье (XVIII–XX века). Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 464 с.
3. Рушанин В. Я. Зарождение и развитие среднего образования на Урале в XVIII– первой половине XIX вв. // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. 2007. № 2(12). С. 112–130.
4. Зинченко Н. Женское образование в России : ист. очерк. СПб. : Комм[ерч]. скор[опеч], ценз. 1901. 46 с.
5. Конев Л. М. Первая русская национальная школа на Урале: 60-е гг. XIX в. – начала ХХ в. Челябинск : Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. 330 с.
6. Пявлидис В. Д. Развитие системы среднего образования на Урале в XIX в. // Педагогика. 2015. № 7. с. 105–108.
7. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Дрофа, 2009. 288 с.
8. Рушанин В. Я. Социальный образ директорского корпуса средних учебных заведений Урала в начале ХХ века // Гуманитарно –педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 3. С. 52–61.
9. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802–1902). СПб. : М-во нар. просвещения, 1902. 840 с.
10. Белавин К. А. К истории просвещения в Оренбургском крае: женские гимназии и прогимназии 1875–1899 гг. Оренбург : Тип. И. И. Ефимовского-Мировицкого, 1903. 250 с.
11. Григорьев П. Н. Очерк деятельности Уфимского губернского земство по народному образованию. 1875–1910. Уфа : Электрическая губернская типография, 1910. 62 с.
12. Игнатьев В. Е. Исторический очерк народного образования в Оренбургском уездном округе за первое 25-летие его существования (1875–1900 гг.). Вып. 1. Оренбург : [Б. и.], Типо-лит. И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1901. 299 с.
13. Семченко В. К. Исторический очерк Пермской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования (с 1861 по 1886 год). Пермь : [Б. и.], 1886. 12 с.
14. Пономарева В. В., Хорошилова Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба XVIII – начало XX века. / 3-е изд. М. : ООО «Русское слово – РС», 2009. 320 с.
15. Вахромеева О. Б. Новая женщина в старой России. Очерки по истории женского образования. Конец XVIII – начало XX века. СПб. : Лема, 2011. 248 с.
16. Болодурин В. С. Становление и развитие образования и педагогической мысли в Оренбурге (1735 –1940). Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. 464 с.
17. Егорова М. В. Развитие системы среднего образования на Урале (1908 – февраль 1917 г.): дис… д-ра ист. наук. М., 2009, 623 с.
18. Рушанин В. Я. Революционно-демократическое движение уральской молодежи в 1861–1904 годах / Челяб. гос. пед. ин-т, Челяб. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. Челябинск : ЧГПИ, 1992. 186 с.
19. Конев Л. М. Становление и развитие женской средней общеобразовательной школы на Урале 1861 –февраль 1917 гг. : дис. ... канд ист. наук : 07.00.02 / Оренбургский гос. пед. ин-т. Оренбург, 1995. 264 с.
20. Чуприн В. В. Земство и развитие среднего образования на Урале (60-е гг. XIX в. – 1917 год) : дис… канд. ист. наук. Оренбург, 2000. 147 с.
21. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения : с последовавшими с 1870 года изменениями и дополнениями, содержащий также (в четырех частях книги): положение по отдельным женским гимназиям и прогимназиям, общие и частные программы их и правительственные распоряжения как относящиеся к этим заведениям, к служащим и учащимся в них, так и касающиеся лиц, занимающихся частной и женской педагогической деятельностью / сост. М. Родевич. СПб. : тип. д-ра М. А. Хана, 1884. 238 с.
22. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 93. Оп.1. Д. 297, Л. 24.
23. Памятная книга Оренбургского учебного округа на 1915 год. Уфа: Электр. тип – лит. О. Г. Соловьева, 1915. 661 с.
24. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII в. до 1917 года. М. : Наука, 2006. 348 с.
25. Рушанин В. Я. Мария Васильевна Каменская. Школьная мама. Челябинск : Изд-во ЧГИК, 2019.283 с.
26. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени. Челябинск, Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с.
27. Елтышева Л. Ю. Полезны завсегда, полезны нам науки… (Из истории развития народного образования г. Кунгура XVIII – нач. XX вв.). Кунгур : Издат. дом «Кунгур», 2004. 148 с.
28. Памятная книжка по Оренбургскому учебному округу на 1878 г. Оренбург : типография И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1878. 244 с.
29. Успехи разума: исторические очерки : в 5-ти тт. / редкол. А. В. Соложнин [и др.]. Екатеринбург : Уральское литературное агентство, 2005. Т. 1 : Педагогика по-демидовски / Б. Н. Телков, А. Г. Коряков. 2005. 300 с.
30. Философия учительства. Т. 1. Нижний Новгород: Изд-во Мининского университета, 2017. 148 с.
31. Уральская жизнь. 1908. 27 февр. № 46.
32. Боже В. С. Школьный мир дореволюционного Челябинска. Т. 2: Справочные материалы. Челябинск: Центр историко-культурного наследия г. Челябинска, 2006. 368 с.
33. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-57. Оп.1. Д. 9. ЛЛ. 119 об. – 120.
34. Харитонова Е. Д. Частная женская гимназия Дрекслер-Голынец в Перми //Третьи Смышляевские чтения. Пермь, [Б. и.], 1993. С. 22–23.
35. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь представителей земских школ, гимназий и реальных училищ 1870 – 1916 /под ред. Н. А. Проскуряковой. М. : Новый хронограф, 2008. 511 с.
36. Степь. 1913. 24 авг., № 714; 31 авг., № 722.
37. Степь. 1913. 29 окт., № 747.
38. Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1911 год. Уфа : Печатня Н. К. Блохина, 1911. 470 с.
39. Скобёлкин Е. И., Шамсутдинов И. В. Возвращаясь к прошлому. Троицк, ТЭМП, 1993.168 с.
40. Степь. 1909. 20 авг., № 107.
41. Степь. 1913.17 сент., № 729.
42. Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917–1922 гг. М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. 632 с.
43. ОГАЧО. Ф. Р-603. Оп. 1. Д. 17. Л. 382.
44. Бородина Н. В. Заслуженная учительница Узбекской ССР Мария Васильевна Каменская / М-во просвещения Узбек. ССР. Узбек. науч.-исслед. ин-т пед. наук. Ташкент : Учпедгиз УзССР, 1956. 27 с.
Для цитирования: Рушанин В. Я. Начальницы женских гимназий и прогимназий Урала: коллективный портрет // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 3. С. 28–37. doi:10.18503/2658-3186-2025-9-3-28-37.