Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-3-16-27

Аннотация. В статье описывается процесс моделирования понятия проектной культуры будущих архитекторов с ориентацией на их профессиональную подготовку к непрерывному образованию. Проблема разработки содержания понятия проектной культуры будущих архитекторов и подходов к ее формированию в процессе обучения в вузе является на сегодняшней день весьма актуальной для системы высшего образования, поскольку готовность современного специалиста отрасли архитектурного производства к непрерывному образованию позволяет ему продуктивно ориентироваться в быстро меняющемся мире, автономно и эффективно решать профессиональные и жизненные задачи. В работе представлены две объектные модели: структурно-содержательная модель проектной культуры личности и структурно-функциональная модель проектной культуры будущих архитекторов; дается обоснование комплекса методологических подходов, использованных в процессе системной разработки определений двух основополагающих понятий исследования: «проектная культура личности» и «проектная культура будущих архитекторов». Основанием для моделирования содержания данных понятий выступают определения составляющих их базовых понятий. Для понятия «проектная культура личности» основополагающими являются понятия «культура», «культура личности», «проект», «проектная культура», «профессиональная культура», «проектная деятельность»; а для понятия «проектная культура будущих архитекторов» – понятия «архитектура», «проект» «проектирование», «проектное мышление», «проектно-пространственные мышление». В статье обосновывается целесообразность разработки данных моделей для понимания сущности и специфики собственно проектной культуры архитектора; дается характеристика комплекса методологических подходов, определяющих логику моделирования содержания ключевого понятия исследования.

Ключевые слова: моделирование, модель, культура, проектная культура, будущий архитектор, методология

 

Информация об авторах

Кушикова А. Л. – член Союза художников России, старший преподаватель кафедры архитектуры института строительства, архитектуры и искусства Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Орехова Т. Ф. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Кружилина Т. В. – доктор педагогических наук, доцент, член диссертационного соваета Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

 

Список источников

1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–26.

2. Загвязинский В. И. О роли социально-педагогического прогнозирования и проектирования в развитии региона // Образование и наука. 2002. № 2. С. 25–30.

3. Плотинский Ю. М. Модели социальных систем и современность // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2000. № 4. С 96–107.

4. Каган М. С. Философия искусства. Се человек. М. : Изд-во Юрайт, 2025. 367 с.

5. Библер В. С. Культура: Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42.

6. Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы : сборник научных трудов / под ред. О. С. Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. С. 5–11.

7. Шиянов Е. Н., Бобрышов С. В., Власова Е. Г. [и др.]. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности // Психология и педагогика развития личности : монография. М. : Илекса, 2002. С. 46–75.

8. Генисаретский О. И. Проектная культура и концептуализм : сб. науч. трудов ВНИИТЭ. 1987. № 52 // Гуманитарный портал [сайт]. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2682 (дата обращения: 01.07.2025).

9. Глазычев В. Л. Культура проектного воображения. Лекция в Открытом университете (Чебоксары) 15 марта 2003 года // Гуманитарный портал [сайт]. Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 02.10.2006. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/494 (дата обращения: 01.07.2025).

10. Драгун Ю. М. Проектная культура как составляющая компетенции учителя. Пути формирования проектной культуры у субъектов образовательного процесса // Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. Общие проблемы филологии. 2013. № 2. С. 117–121.

11. Филимонюк, Л. А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога : монография. М. : Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007. 324 с.

12. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 20–30.

13. Лымарь А. Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 251–254.

14. Иванов А. В. Сознание и мышление. М. : Изд-во МГУ, 1994. 130 с.

15. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 87–99.

16. Щедровицкий Г. П. О методе исследования мышления. М. : Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого, 2006. 398 с.

7. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1996. 190 с.

18. Сластенин В. А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3. С. 4–9.

19. Викторова Л. А. Проблемы развития средового подхода в проектировании // Архитектура и строительство России. 2008. № 8. С. 2–17.

20. Иконников А. В. Утопическое мышление и архитектура: социальные, мировоззренческие и идеологические тенденции в развитии архитектуры. М. : Архитектура-С, 2004. 400 с.

21. Раппопорт А. Г. К программе логического исследования архитектурной критики // История и методология архитектурной критики : сборник / сост. и науч. ред. А. Раппопорт. М. : ВНИИТАГ, 1991. С. 4–31.

Поповский И. В., Серикова Ж. С. Общие и различные черты в теории контекстуализма средового подхода // Творчество и современность. 2019. № 3-4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-i-razlichnye-cherty-v-teorii-kontekstualizma-sredovogo-podhoda (дата обращения: 01.07.2025).

 

Для цитирования: Кушикова А. Л., Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В. Моделирование содержания понятия проектной культуры будущих архитекторов как профессионально значимого качества личности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 3. С. 16–27. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-3-16-27.