Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-3-06-15

Аннотация. В статье рассматривается развитие коммуникативной компетентности будущих учителей математики как одно из ключевых условий эффективной профессиональной подготовки и успешной педагогической деятельности. Актуальность темы продиктована современными требованиями к педагогу, предполагающими не только глубокое владение предметом и методикой его преподавания, но и высоким уровнем развития коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с учениками, коллегами и родителями в условиях образовательной среды XXI века. В работе анализируется структура коммуникативной компетентности, включающая когнитивный, аксиологический, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты; описываются ее функции, а также механизмы формирования в ходе обучения в педагогическом вузе. Особое внимание уделено взаимосвязи между уровнем развития коммуникативной компетентности и способностью будущего учителя к конструктивному групповому взаимодействию. Представлены теоретические подходы и педагогические условия, способствующие развитию данной компетентности, включая использование интерактивных и диалогических форм обучения, моделирование профессиональных ситуаций, групповой учебной деятельности. В статье подчеркивается важность формирования у студентов готовности к сотрудничеству, умения слышать и понимать других, эффективно выстраивать коммуникацию и работать в команде, что способствует созданию позитивного педагогического климата и успешному решению профессиональных задач.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, будущие учителя математики, профессиональная подготовка, конструктивное взаимодействие, групповая деятельность, педагогическое общение, диалог, сотрудничество

 

Информация об авторе

Раисова Г. Т. – старший преподаватель кафедры физики, математики и цифровых технологий Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова, Костанай, Республика Казахстан; аспирант Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова.

Список источников

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшая школа. 2004. № 6. С. 34–42.

2. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompetentnostnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2025).

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 180 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по Требованию, 2011. 130 с.

5. Шкерина Л. В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики. Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. 264 с.

6. Саволайнен Г. С. Модель социокультурной компетентности преподавателя высшей школы // Сибирский аэрокосмический журнал. 2006. № 3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-sotsiokulturnoy-kompetentnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 05.05.2025).

7. Прозорова Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2003. № 10. С. 57–61.

8. Danziger K. Interpersonal communication. New York : Pergamon Press, 1976. 238 p.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.

10. Spitzberg B., Changnon G. Conceptualizing intercultural competence // The Sage Handbook of Intercultural Competence. Thousand Oaks : Sage, 2009. С. 2–52.

11. Бодалев А. А. Психологическое общение. Воронеж : Институт практической психологии, 1996. 320 с.

12. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М. : Просвещение, 1995. 183 с.

13. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М. : МГУ, 1990. 256 с.

14. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987. 192 с.

15. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. 544 с.

16. Леонтьев А. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / 3-е изд. М. : Смысл, Academia, 2005. 365 с.

17. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. : Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

18. Петрушин С. В. Методология организационного консультирования с использованием потенциала большой группы // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-organizatsionnogo-konsultirovaniya-s-ispolzovaniem-potentsiala-bolshoy-gruppy (дата обращения: 05.05.2025).

19. Руденский Е. В. Социальная психология : курс лекций. Новосибирск: Наука, 1998. 240 с.

20. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетенции в деловом взаимодействии. СПб. : Речь, 2008. 208 с.

21. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методич. пособие. М. : Народное образование, 1996. 160 с.

22. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

23. Шпехт М. В. Пути формирования коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-kursantov-voennogo-vuza (дата обращения: 05.05.2025).

24.            Мачульская И. А., Машина А. В., Машин В. Н., Григоров А. Ю. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях // Психолого-педагогические науки и образование. 2018. № 4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovatelnaya-deyatelnost-v-kontekste-razvitiya-i-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-kursantov-voennyh-vuzov-v (дата обращения: 05.05.2025).

25. Корнеенко Т. О. Структура коммуникативной компетентности учителя // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 5 (70). URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/korneenko-to-struktura-kommunikativnoj-kompetentnosti-uchitelya.html (дата обращения: 05.05.2025).

26. Тармаева Е. В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2007. 174 с.

27. Горбунова Н. В. Методологические аспекты личностно-ориентированного обучения будущих специалистов // Педагогический вестник. 2019. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-buduschih-spetsialistov(дата обращения: 05.05.2025).

28. Филатова Е. В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // Magister Dixit. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga-suschnost-i-struktura (дата обращения: 05.05.2025).

29. Аношина Е. М. Реализация компетентностного подхода в обучении будущих педагогов-психологов // Психологическое сопровождение личности в процессе её профессионального самоопределения: сб. науч. трудов IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. В. Сохранова. Пенза : Приволжский Дом знаний, 2011. С. 28–30.

30. Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании : сб. науч. тр. / под ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7–17.

31. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : МарТ, 2005. 448 с.

32. Ляудис В. Я. Психологическое образование в России: итоги и задачи // Психологическая газета. 1998. № 12 (39). С. 4–6.

33. Чебыкина О. А. Психологическое сопровождение конструктивного взаимодействия у младших подростков в образовательном процессе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-konstruktivnogo-vzaimodeystviya-u-mladshih-podro stkov-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 05.05.2025).

34. Невдах С. И. Системообразующие компоненты профессиональной подготовки педагога в системе дополнительного образования // Преподаватель XXI век. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/sistemoobrazuyuschie-komponenty-professionalnoy-podgotovki-pedagoga-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazo vaniya (дата обращения: 05.05.2025).

 

Для цитирования: Раисова Г. Т. Развитие коммуникативной компетентности будущих учителей математики как фактор конструктивного группового взаимодействия // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 3. С. 6–15. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-3-06-15.