Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-1-06-11

Аннотация. Статья посвящена исследованию развития инновационной образовательной среды вуза при формировании готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности. В условиях стремительных изменений в технологической сфере и требованиях к квалификации специалистов необходимо постоянно пересматривать подходы к содержанию обучения и интегрировать инновационные методы преподавания в образовательный процесс. Рассмотрены ключевые аспекты формирования инновационной среды, реализуемого кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Сургутского государственного университета для обучения будущих инженеров по направлениям подготовки / специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (ИТСС) направленности (профиль) «Корпоративные инфокоммуникационные системы и сети» и «Электроэнергетика и электротехника» (ЭЭ) направленности (профиль) «Электроэнергетические системы и сети». Анализируется опыт вуза, выстраивающего многоуровневую адаптивную модель формирования готовности к будущей профессиональной деятельности студентов. Результаты исследования, по мнению автора, доказывают важность создания инновационной образовательной среды вуза, способствующей эффективной подготовке высококвалифицированных инженеров. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров определяется автором как процесс комплексной структуры, включающей в себя академическую подготовку, а также развитие практических и личностных навыков, таких как умение работать в команде, саморазвитие и самообразование, лидерские качества.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, инновационная образовательная среда, адаптивная модель, готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности

 

Информация об авторе

Бородина Е. А. – старший преподаватель кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики БУ ВО «Сургутский государственный университет».

 

Список источников

1. Барнетт Р. Осмысление университета [пер. с англ. Т. Н. Буйко] // Alma mater (Вестник Высшей школы). 2008. № 6. С. 46–56.

2. Салимьянова И. Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 15–19.

3. Eagleton T. The Slow Death of the University // The Chronicle of Higher Education. - 2015. - April 6. - Access mode : http://chronicle.com/article/The-Slow-Death-of-the/228991/ (дата обращения: 20.12.2024).

4. Мельник Д., Меренков А., Мокерова Ю., Веселкова Н. Федеральный университет: миссия выполнима? // Отечественные записки. 2013. № 4 (55). URL: http:// www.strana-oz.ru/2013/4/federalnyy-universitet-missiya-vypolnima  (дата обращения: 20.12.2024).

5. Мирошникова О. Х. Глобальное межуниверситетское сотрудничество как фактор становления парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование : XXI век. 2014. Вып. 1 (5). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=2264 (дата обращения: 20.12.2024).

6. Лонский Т. В., Ерлыгина Е. Г. Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона // Проблемы современной экономики. № 4. 2010. С. 337–340.

7. Молчанов Э. Н., Молчанов А. Н. Технопарки концепция «четвертой спирали» // Инновации. 2014. № 7. С. 39–46.

8. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура : научная монография. М. : Канон : Реабилитация, 2008. 384 с.

9. Покровский Н. Е. Глобалистика и футурология. Побочный продукт глобализации : университеты перед лицом радикальных изменений // Научный диалог. 2015. № 10 (46). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/ 16/1214862861/Pokrovski.pdf  (дата обращения: 20.12.2024).

10. Ридингс Б. Университет в руинах [пер. с англ. А. М. Корбута]. М. : Изд. дом гос. ун-та - ВШЭ, 2010. 304 с.

11. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2050 года. URL: http:// ugra2050.myopenugra.ru/?ysclid=m8cj8ofu6p7968284 (дата обращения: 20.12.2024).

12. Программа развития Югры URL: http:// strategy24.ru/86/innovation/programs/gosudarstvennaya-programma-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-sotsial-no-ekonomicheskoye-razvitiye-investitsii-i-innovatsii-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry (дата обращения: 20.12.2024).

13. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Инфокоммуникационные технологии и системы связи для бакалавров профиля «Телекоммуникационные системы и сети информационных технологий», принята на заседании Ученого совета университета 20.06.2019 года протокол № 6.

14. Бородина Е. А. Структура формирования профессиональных компетенций будущих инженеров связи и телекоммуникаций // Наука и инновации XXI века : сб. статей по материалам IX Всерос. конф. молодых ученых. В 4-х тт. Сургут, 02 ноября 2022 года. Т. IV /под ред. М. М. Алексеева, О. Н. Галюты, Ю. В. Кузнецова и др.  Сургут : Сургутский гос. ун-т, 2023. С. 106–110.

15. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование : XXI век. 2013. Вып. 1. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1949 (дата обращения: 20.12.2024).

 

Для цитирования: Бородина Е. А. Развитие инновационной среды вуза при формировании готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 1. С. 6–11. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-1-06-11.