doi:10.18503/2658-3186-2024-8-4-69-76
Аннотация. Поэзия Мустая Карима представляет собой достаточно интересное наследие в плане конкретизации «педагогических стандартов» в культуре башкирского народа. Стоит заметить, что литература всегда тяготела к тому, чтобы обозначить приоритеты нравственного порядка, определить необходимые моральные и нравственные ценности. Не исключается это и в формате национальной словесности. В статье на примере поэзия М. Карима осуществлена попытка определить обязательный набор важных составляющих воспитания в литературном произведении, влияющих на становление личности читателя. Актуальность рассмотрения заявленной темы обусловлено значимостью поэзии М. Карима для отечественной литературы и педагогической мысли, поскольку он был не только поэтом, но и видным общественным деятелем ХХ века. Мудрость, которая нашла воплощение в его текстах, есть достояние народа: поэт всегда был сторонником поиска истины, творцом не только созерцательного порядка, но и действенного. Делается вывод о том, что поэзия М. Карима наполнена глубокими смыслами. Автор выделяет педагогические смыслы и предлагает свою систематизацию, что определяет новизну и практическую значимость настоящего исследования. Основные методы, которые применяются автором статьи в ходе анализа произведений М. Карима, – культурно-исторический, системный, проблемно-семантический. В статье определен ряд «педагогических стандартов», воспитательных, нравственных констант культуры, которые становятся для поэта главными ценностными ориентирами, влияющими на становление и взросление человека. Такие гуманистические категории, как «семья», «дом», «красота», «ответственность», «доброта», «вера», «истина», рассматриваются в текстах М. Карима ситуативно, полновесно и целостно. Художественно-педагогический опыт поэта отражен в его лирике и становится примером правильного воспитания молодого поколения, нужным для современных читателей ракурсом объективной оценки жизни.
Ключевые слова: Мустай Карим, лирика, педагогика, мораль, нравственность, автор, читатель
Информация об авторе
Безруков А. Н. – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий.
Список источников
1. Мустай Карим – поэт, педагог, патриот // Образование: традиции и инновации. 2014. № 1(10). С. 61–66.
2. Валеев И. И. Мустай Карим и его эпоха. Уфа : Башкирская энциклопедия, 2019. 300 с.
3. Карим М. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии / пер. с баш., вступ. ст. К. Кулиева. М. : Художественная литература, 1973. 512 с.
4. Веклова О. Ф. Добро и зло в миропонимании Мустая Карима : научное издание. Уфа : Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2010. 148 с.
5. Безруков А. Н. Сюжетология поэтических конструктов // StudiaHumanitatis. 2019. № 3. С. 24.
6. Гареева Г. Н. Творчество МустаяКарима – достояние общечеловеческой культуры // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-5. С. 19–22. DOI 10.18411/lj-07-2021-165.
7. Безруков А. Н. Молитвенное слово в русской поэзии о войне: Константин Симонов и Александр Пелевин // Филологический аспект. 2024. № 8(112). С. 104–111.
8. Иванова Л. Р. Нравственные ценности подрастающего поколения и Мустай Карим // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 3-1(40). С. 106–109.
9. Нравственные уроки Мустая Карима / сост. И. И. Валеев. Уфа : Китап, 2008. 279 с.
10. Самирханова Г. Х., Султангареева А. Р., Умуткужина А. Р. Образ человека в творчестве Мустая Карима // Казанская наука. 2023. № 10. С. 120–122.
11. Тагирова Р. Г. Нравственное воспитание школьников на примерах языковых особенностей произведения Мустая Карима «Долгое-долгое детство» // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2017. № 1 (41). С. 60–67.
12. Шуралев А. М. Поэзия народов России на уроках русской литературы: Габдулла Тукай, Мустай Карим, Расул Гамзатов : учебное пособие. Уфа : РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. 151 с.
13. Япарова А. И. Нежность и легкость перевода произведений Мустая Карима // Пространство книги : сборник научных статей по материалам Всероссийского научно-просветительского проекта-лектория. Уфа : ЦКиР НБ РБ, 2018. С. 70–77.
Для цитирования: Безруков А. Н. «Педагогические стандарты» поэзии Мустая Карима // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 4. С. 69–76, doi:10.18503/2658-3186-2024-8-4-69-76.