Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-26-34

Аннотация. Статья посвящена проблеме увеличения количества детей, имеющих особенности в развитии, и недостаточности сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Целью работы является на основе анализа состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности, в г. Магнитогорске Челябинской области рассмотреть модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании представлены данные, полученные путем применения методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ и изучение специальной литературы, статистические методы маркетинговых исследований, педагогический опыт дефектологической диагностики, наблюдение, методы опытно-экспериментальной работы. В качестве результата работы предлагается модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекционной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие таких центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.

Ключевые слова: специализированный коррекционно-развивающий центр, бизнес-модель, дефектология, логопедия, дети с ограниченными возможностями здоровья

 

Информация об авторах

Чернобровкин В. А. – доцент, кандидат философских наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

Мужилевская Д. В. – педагог-дефектолог Коррекционно-логопедического центра Марии Черняк, г. Магнитогорск.

 

Список источников

1. Количество детей инвалидов в России на 2024 год // URL: https://zdoroviesarstom.gotodoc.ru/080324/ koichestvo-detej-invalidov-v-rossii-na-2024-god/#  (дата обращения: 11.04.2024).

2. Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. М. : ИНФА-М, 2024. 308 с.

3. Леонова Н. Н. Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе изобразительной деятельности: метод. пособие. СПб. : ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2020. 80 с.

4. Пронина Л. В., Кремнева Е. А., Липатова О. Н. и др. Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями. М. : ИНФА-М, 2024. 176 с.

5. Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. М. : Теревинф, 2018. 72 с.

6. Хьюэтт Д., Фёрт Г., Бабер М., Харрисон Т. Интенсивное взаимодействие. Руководство. М. : Скифия, 2018. 248 с.

7. Леонгард Э. и др. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. М. : Теревинф, 2019. 144 с.

8. Брамбринг М. Ребенок с врожденной слепотой в семье. Ранняя помощь и развитие в первые годы жизни. М. : Теревинф, 2019. 200 с.

9. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М. : Теревинф, 2018. 432 с.

10. Битова А. Л., Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М. : Теревинф, 2018. 114 с.

11. Кислинг У. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. М. : Теревинф, 2010. 240 с.

12. Колдуэлл Ф., Хорвуд Дж. Интенсивное взаимодействие и сенсорная интеграция в работе с людьми с тяжелыми формами аутизма. М. : Теревинф, 2019. 128 с.

13. Jackson R. Inclusion or Segregation for Children with an Intellectual Impairment: What does the Research Say? // Include [сайт]. URL: http://www.include.com.au/wp-content/uploads/2011/11/InclusionSeg.pdf (дата обращения: 12.03.2024).

14. Sander A. Konzepte einer inclusiven padagogik // Zeitschrift fur Heilpadagogik. 2004. № 5. P. 240–244.

15. Voltz D. L. What Matters Most in Inclusive Education: A Practical Guide for Moving Forward // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37. № 1. P. 23–30.

16. Бирюк О. И. Доклад о результатах реализации и оценке эффективности муниципальной программы «Развитие образования в городе Магнитогорске» на 2022–2027 годы за 2023 год // Управление образования Администрации города Магнитогорска [сайт]. URL: https://magobr.educhel.ru/government/analitica/file/1877214 (дата обращения: 11.04.2024).

17. Дети с аутизмом смогут ходить в специальную группу в детсаду Магнитогорска //Курс дела. 20 октября 2023. URL: https://kursdela.biz/news/2023-10-20/deti-s-ras-poluchat-vozmozhnost-hodit-v-spetsialnuyu-gruppu-v-detsadu-magnitogorska-3076089 (дата обращения: 11.04.2024).

18. Бизнес-план детского развивающего центра // Полиглотики. Сеть детских образовательных центров [сайт]. URL: https://www.poliglotiki.ru/biznes-plan-detskogo-razvivayushhego-centra.html#preim (дата обращения: 11.04.2024).

 

Для цитирования: Чернобровкин В. А., Мужилевская Д. В. Особенности организации и открытия частного коррекционно-развивающего центра // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 3. С. 26–34. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-26-34.