doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-15-25
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития личностного самоопределения будущих педагогов-психологов. Цель работы – проанализировать теоретическое обоснование, особенности и факторы этого процесса в контексте профессионального становления специалистов данного профиля. В первой части статьи раскрываются понятие и структура личностного самоопределения, рассматриваются основные концепции и подходы к его изучению, описываются этапы и закономерности этого процесса. Во второй части идет речь о педагогическом анализе понятия личностного самоопределения. Третья часть посвящена анализу специфики деятельности педагога-психолога и обзору необходимых личностных качеств (эмпатии, толерантности, коммуникабельности и др.) и ценностных ориентаций для успешной реализации в этой профессии. В четвертой части обсуждается влияние различных факторов на развитие личностного самоопределения будущих педагогов-психологов – роль вузовского обучения, социокультурных условий, индивидуальных особенностей, а также внешние и внутренние барьеры этого процесса. Авторы подчеркивают значимость создания в вузе условий для личностного роста и рефлексии, важность практико-ориентированной подготовки и развития критического мышления студентов. В заключении обобщаются ключевые идеи статьи, намечаются перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Подчеркивается, что успешное развитие личностного самоопределения является залогом профессиональной эффективности и психологического благополучия будущих педагогов-психологов. Статья будет полезна для студентов психолого-педагогических специальностей, начинающих педагогов-психологов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами профессионального и личностного развития.
Ключевые слова: профессиональное становление, образовательная среда, педагоги-психологи, личностное самоопределение, личностное развитие, ценностные ориентации, рефлексия
Информация об авторах
Музалева Д. А. – старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
Шубович М. М. – профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры пдагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
Список источников
1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Развитие идеи С. Л. Рубинштейна о самоопределении субъекта в современной социальной психологии // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна : сб. статей / под ред. С. В. Тихомирова; отв. ред. К. А. Абульханова. М. : Ин-т психологии РАН, 2011. С. 216–233.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
3. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М. : Медиум, 1996. 508 с.
4. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 1(22). С. 194–206.
5. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем. под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. статья Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 367 с.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. : Институт общих гуманитарных исследований, 2013. 224 с.
7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анцыферова. М. : Наука, 1981. С. 19–44.
8. Тхагалижокова Л. В. Структура и психологические предикторы личностного самоопределения: к постановке проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2013.2/2463/tkhagalizhokova2013_2.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д. И. Фельдштейна, 3-е изд. М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 349 с.
12. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984, 335 с.
13. Окладникова В. Д., Сафонова М. В. Особенности личностного самоопределения в подростковом возрасте // Globus: психология и педагогика. 2020. №5 (40). С 6–7.
14. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Методика сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN320.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
15. Кузнецова О. З., Шеремет А. А. Проблема самоопределения студентов в условиях нестабильности // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 40-42
16. Петрикова Н. В. Личностное самоопределение и направленность содержания представлений о будущем миллениалов // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике: cб. статей / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психологический институт РАО. 2020. С. 248–251.
Для цитирования: Музалева Д. А. Шубович М. М. Развитие личностного самоопределения будущих педагогов-психологов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 3. С. 15–25. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-15-25.