Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-06-14

Аннотация. В статье рассматривается: понятие «тренд» и его проявления в различных областях современного общественного развития; влияние трансформации экономики на формирование трендов, их встраивание в современное образование на примере Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета; мировые образовательные тренды (глобализация, совместное потребление образовательных услуг, скорость информации, цифровизация, развитие технологий для понимания тенденций современного профессионального образования); оценка степени влияния различных трендов (персонализация образования, STEAM-образование, социально-эмоциональное обучение, искусственный интеллект в образовании, непрерывное образование, цифровизация образования) на качество подготовки будущих строителей. Цель работы – оценка степени влияния современных образовательных трендов на качество подготовки конкурентоспособных будущих строителей. Анализируется вопрос: какие образовательные тренды имеют наибольшее влияние на подготовку будущих строителей относительно Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета? Исследование является актуальным: критически важно обеспечить качество образовательных программ и процессов подготовки специалистов, так как современный рынок труда в области строительства испытывает на себе влияние быстрых технологических изменений, повышения требований к качеству и безопасности. В процессе сбора информации, ее анализ и интерпретация использованы методы: теоретических (анализ, обобщение), эмпирические (анкетирование, тестирование), статистическая обработка данных (ранжирование). Полученные результаты показывают, что наиболее существенное влияние на качество подготовки будущих строителей оказывают цифровизация образования, непрерывное образование и персонализация образовательного процесса.

Ключевые слова: качество подготовки будущих строителей, высшее образование, тренды в образовании, цифровые технологии в образовании, конкурентоспособность будущих строителей

 

Информация об авторах

Аверьянова Е. В. – доцент кафедры городского строительства и хозяйства Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета.

Назарова О. Л. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова».

 

Список источников

1. Пополитова О. В. Российский учебник Современные тренды образования : презентация // Корпорация «Российский учебник», 2020. https://events.prosv.ru/uploads/2020/01/additions/UYIDVbQkHjM3VfCT4fG%20J4J5XU">URL: https://events.prosv.ru/uploads/2020/01/additions/UYIDVbQkHjM3VfCT4fG J4J5XUaqJtrQzbHwNAzvy.pdf (дата обращения: 14.04.2024).

2. Суров Д. Н. Новые тренды в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-4 (108). С. 151–154.

3. Левина Е. Ю., Шибанкова Л. А. Эволюция трендов образования и новые шаги развития российских университетов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2023. № 2 (119). С. 117–126.

4. Singhal S., Sneader K. The next normal arrives: Trends that will define 2021 – and beyond // McKinsey & Company. January 4, 2021. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/leadership/the-next-normal-arrives-trends-that-will-define-2021-and-beyond (дата обращения: 14.04.2024).

5. Каракозова И. В., Прохорова Ю. С. Инновационное развитие системы дополнительного профессионального образования для специалистов строительной отрасли // Вестник МГСУ. 2022. № 8. С.1085–1095.

6. Яндекс практикум // АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса» [сайт]. https://practicum.yandex.ru/catalog/?from=main_header-all-courses_button">URL:https://practicum.yandex.ru/catalog/?from=main_header-all-courses_button.

7. Карташова А. А., Ширко Т. И., Саркисов Ю. С. Образовательные стратегии в обучении инженеров (на примере Томского региона) // Векторы благополучия: экономика и социум. 2015. № 4 (19). С. 88–97.

8. Левина Е. Ю., Гильмеева Р. Х., Камалеева А. Р. [и др.]. Генезис когнитивной парадигмы образования: монография / под науч. ред. Е. Ю. Левиной. Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. 232 с.

9. Шелегина О. Н. Интеграция исследовательских и образовательных трендов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. №3 (48). С. 68–75.

10. Бурлакова И. И. Методология технологического подхода к управлению качеством подготовки студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 142–148.

11. Береговая О. А., Ерохин А. К. Концепция убунту как ответ Африканской философии образования на вызовы глобальных изменений // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. № 2. С. 204–216.

12. Шалагина Г. Э., Шалагин С. В. Информационно-коммуникационные технологии и антропная идентичность: взаимовлияние человека и технологий в контексте информационного общества // Современные философские исследования. 2022. № 3. С. 90–101.

13. Урусова Л. Х., Шигалугова М. Х. О проблеме современного образования в условиях глобализации // Образование и право. 2022. № 4. С. 240–244.

14. Осьминина Е. С. Цифровизация образования: обобщение опыта работы // Вестник науки. 2024. № 3 (72). С. 276–282.

15. Оспанов Т., Джартыбаева Ж., Оспанов Д., Нұридин С. Подход STEAM внедрение и образовательные, социальные и экономические последствия // Endless light in science. 2024. № 1. С. 8–11.

16. Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М., Шатунова О. В. Подготовка педагогов для STEAM-образования // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 31–35.

17. Закирьяева Л. А. Будущее искусственного интеллекта в высшем образовании: тенденции и трансформации // Вестник науки. 2024. № 6 (75). С. 1120–1125.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2017 № 481 // ФГОС. Национальная ассоциация развития образования и науки URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-08-03-01-stroitelstvo-481/ (дата обращения: 14.04.2024).

19. Smith J. The Impact of Technological Transformation on the Construction Industry //Construction Technology Journal. 2023. Vol.10. N 2. P. 45–58.

20. Johnson A. et al. Adapting Educational Practices to Technological Changes in Construction // International Journal of Construction Education and Research. 2022. Vol.15. N 4. P. 112–125.

21. Brown K. Attracting and Retaining Talent in the Construction Sector // Construction Management Review. Vol. 18. 2024. P. 76–89.

 

Для цитирования: Аверьянова Е. В., Назарова О. Л. Влияние современных образовательных трендов на качество подготовки конкурентоспособных будущих строителей // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 3. С. 6–14. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-06-14.