Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-1-17-24

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и необходимостью подготовки студентов – будущих специалистов-дефектологов для работы с детьми с нарушением слуха и зрения. В публикации представлено описание необходимых знаний и умений педагога-дефектолога исходя из профессионального стандарта, материал по организации обучения студентов-бакалавров при изучении дисциплины «Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения». В статье дается описание модели подготовки будущих педагогов-дефектологов к работе с детьми с сенсорными нарушениями с учетом применения технических средств коррекции нарушений слуха и зрения. Представлен выбор методов обучения, а также формируемые компетенции студентов в результате освоения ими дисциплины. Рабочая программа курса предполагает реализацию компетентностного подхода, постановку перед каждым студентом индивидуальных задач и целей. Содержание курса предполагает раскрытие не только теоретических аспектов в изучении технических средств коррекции нарушений слуха и зрения, но и использование системы практических, тестовых заданий, представленных после изучения каждой темы в разработанном к курсу пособии. Стоит отметить, что содержание описанной программы подготовки будущих педагогов-дефектологов по использованию технических средств коррекции нарушений слуха и зрения в обучении лиц с ОВЗ может быть использовано не только при обучении на ступени бакалавриата, но и при проведении профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, при планировании методической работы в образовательной организации, а также при планировании самообразования специалистами.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, подготовка будущих педагогов, профессиональный стандарт педагога-дефектолога, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с сенсорными нарушениями

Информация об авторах

Кувшинова И. А. – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова».

Калинина Э. Р. – учитель-логопед МДОУ «Детский сад №105 компенсирующего вида» города Магнитогорска.

 

Список источников

1. Беляева О. Л., Федоренко Е. Ю. О востребованности учителей-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ : материалы науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / отв. ред. И. Ю. Жуковин. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://dou194.ru/personal/shirok /str.38_statja_shirokova_sovremennye-tendencii-i-1-.pdf (дата обращения: 09.02.2024).

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»: Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027) // КонсультантПлюс. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-13032023-n-136n.pdf (дата обращения: 09.02.2024).

3. Беляева О. Л. Разработка магистерских программ для подготовки специалистов к работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта // Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности : материалы Всерос. науч.-практ. конф.студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2020 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [отв. ред. О. Л. Беляева, А. В. Жарова; ред. кол.]. Красноярск, 2020. С. 5–8.

4. Беляева О. Л., Брюховских Л. А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению специальное (дефектологическое) образование на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 45–49.

5. Кузеванова А. А. Подготовка будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возмож-ностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2. С. 26–36.

6. Беляева О. Л., Брюховских Л. А., Воронова О. В., Проглядова Г. А. Современные подходы к изучению педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-slepogluhih-detey-s-kohlearnymi-implantami (дата обращения: 09.02.2024).

7. Кувшинова И. А., Воронкова А. Д., Прудников А. Д. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с сенсорными нарушениями : учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Кувшиновой. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 74 с.

8. Кувшинова И. А., Мицан Е. Л., Разумова Е. М., Шулева Е. И. Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 138–148.

9. Мицан Е. Л., Кувшинова И. А. Компетентностный подход к вопросу подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Т. 10, № 2. 2019. С. 103–106.

10. Кувшинова И. А., Мицан Е. Л., Овсянникова Е. А., Долгушина Н. А. Современные аспекты сопровождения образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения : монография. Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. 101 с.

11. Кувшинова И. А., Пушкарева А. А., Санникова Л. Н. Научная деятельность в рамках магистерской программы «Коррекционно-педагогическое сопровождение специального и инклюзивного образования» // Современные достижения университетских научных школ : сб. докл. нац. науч. школы-конф. (25–26 ноября 2021 г., Магнитогорск) / ред. кол.: О. Н. Тулупов и др. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. Вып. 6. С. 232–237.

12. Bakholskaya N. A., Velikanova S. S., Soldatchenko A. L., Kharitonova S. V., Kuvshinova I. A., Chernykh O. P. Pedagogical reflection and the ways of its development among the students of pedagogical professions // Amazonia Investiga. 2018. Т. 7. № 17. P. 651–657.

13. Терентьева Н. П. Подготовка педагогов-психологов инклюзивного образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с сенсорными нарушениями // Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» // АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»: сайт. 2020. URL: https://mosi.ru/en/conf/articles/podgotovka-pedagogov-psihologov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-k-osushchestvleniyu (дата обращения: 09.02.2024).

14. Мазитова Э. Р., Кувшинова И. А. Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения : учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Кувшиновой. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2023. 48 с.

15. Кувшинова И. А., Галимзянова Т. Н. Особенности педагогической практики в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докл. 77-й Междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. Т. 2. С. 316.

16. Гнедова С. Б., Михайлова И. В., Седунова А. С. Ресурсы профессионального развития учителей инклюзивного образования в контексте проблемы самоактуализации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 58–60.

 

Для цитирования: Кувшинова И. А., Калинина Э. Р. Профессиональная подготовка будущих педагогов-дефектологов к работе с детьми с сенсорными нарушениями //Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 17–24. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-1-17-24.