DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-4-38-48
Аннотация. Наиболее частая проблема детей дошкольного возраста с нарушением слуха – это сложности социальной адаптации. Социальная адаптация зависит от психологических и физических особенностей развития детей, а именно: развития координационных навыков, ориентировки в пространстве, уровня самооценки, отношения к своему дефекту, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Все эти и многие другие факторы складываются в единый пазл и отражают уровень социальной адаптации ребенка. Снижение или утрата слуха у ребенка влияет на изменения в его вестибулярном аппарате, что отрицательно влияет на двигательные способности и ориентировку в пространстве. Наиболее выраженные нарушения, которые можно заметить при выполнении любой деятельности – это нарушение статического и динамического равновесия, неточность в движениях, пространственная дезориентация, замедленное усвоение темпа и ритма движений. Снижение слуха провоцирует ряд вторичных отклонений и часто проявляется в задержке речевого развития. Общение и речь выступает как средство взаимодействия между людьми. Сокращение ситуаций общения приводит к снижению познавательных возможностей и уменьшению количества получаемой информации. В этой связи обучение любым движениям детей с нарушением слуха имеет большое значение при овладении устной речью. Развитие слухового анализатора тесно связано с уровнем развития моторной сферы. Сигналы из всех анализаторных систем, в том числе слуховых и зрительных, влияют на точность мелких движений, ориентировку в пространстве, общую координацию. Нарушение вестибулярного аппарата приводит к снижению двигательной активности и изменению развития всех функций и систем организма. Таким образом, для повышения двигательной активности ребенка с нарушенным слухом необходимо с помощью специальных методов и приемов улучшать его координационные навыки, повышать уровень владения своим телом, что предоставит больше возможностей в любой сфере жизнедеятельности. Соответственно, развитие координационных навыков является определенной ступенью для полноценного физического и психического развития детей, а также их успешной социальной адаптации.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети с нарушением слуха, развитие координационных навыков, адаптивное физическое воспитание, психомоторное развитие, двигательная активность, крупная моторика, мелкая моторика.
Сведения об авторах
Мицан Елена Леонидовна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Сунагатуллина Ирина Ириковна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Евсеев С. П., Евсеева О. Э. Новые горизонты развития адаптивного спорта в России // Адаптивная физическая культура. 2014. № 2 (58). С. 2–7.
2. Исаева Е. В. Воспитание и обучение детей со сложными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие. Магнитогорск : МГТУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с титул. экрана. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=2821.pdf&show=dcatalogues/1/1133041/2821.pdf&view=true (дата обращения: 25.02.2023).
3. Королев С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4–7 лет в специальных дошкольных учреждениях: дис. ... канд. педагогич. наук : 13.00.04 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. Москва, 2004. 151 с.
4. Михайлов И. А. Особенности занятий адаптивным спортом при нарушениях слуха [Электронный ресурс] // Состояние, опыт и перспективы развития физкультурного движения Якутии: сборник региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию физкультурного движения в Российской Федерации : г. Якутск, 18 декабря 2013 г. / М-во спорта Республики Саха (Якутия), Федеральное гос. автономное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М. К. Аммосова», Ин-т физической культуры и спорта ; /под. ред. М. Д. Гуляева и др. Киров : МЦНИП, 2014. С. 776–779.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (дата обращения: 11.03.2023).
5. Мицан Е. Л. Технология физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья : учеб.-метод. пособие. Магнитогорск : МГТУ, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с титул. экрана. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=2926.pdf&show=dcatalogues /1/1134556/2926.pdf&view=true (дата обращения: 11.03.2023).
6. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха [Электронный ресурс] / под ред. С. О.Филипповой, Т. В. Воробьевой. Санкт-Перербург : Лингвистический центр «Тайкун», 2019. URL: https://www.herzen.spb.ru/img/files/ffk275/22-10- 2019-22-23-53_74.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
7. Чернов В. Е. Методические рекомендации по воспитанию координационных способностей обучающихся с нарушением слуха [Электронный ресурс] // Образование и воспитание дошкольников. 2022. № 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-vospitaniyu-koordinatsionnyh-sposobnostey-obuchayuschihsya-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 26.02.2023).
8. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и практика дзюдо : учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования. Москва : Отечественный спорт, 2021. 448 с.
9. Шохин В. Е. Развитие двигательного навыка в процессе освоения сложно-координационных упражнений [Электронный ресурс] // Право и практика. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dvigatelnogo-navyka-v-protsesse-osvoeniya-slozhno-koorditsinaonnyh-uprazhneniy (дата обращения: 20.03.2023).
10. Monteiro L. Analysis of rate force development, power and resistance explosive strength indicators in top elite vs. elite male judokas. Proceedings book: 3rd european science of judo research symposium & 2nd scientific and professional conference on judo: «Applicable research in judo», Editors: Hrvoje Sertic, Sanda Corak and Ivan Segedi, Porec, Croatia, june 20–21, 2016, pp 36–39.
11. Franchini E. Specificity of performance adaptations to a periodized judo training program. Andaluzade Medicina del Deporte, 2015, № 8(2), pp.67–72.
12. Santos, L. Perceptions of Top-Level Judo Coaches on Training and Performance. International Journal of Sports Science and Coaching, 2015, Vol. 10, iss. 1, pp. 145–158.
Для цитирования
Мицан Е. Л., Сунагатуллина И. И. Социальная адаптация детей с нарушением слуха посредством развития координационных навыков // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 38-48.