Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-4-06-12

Аннотация. В современном мире, где еще появляются новые профессии, не требующие высоких уровней специализации, конкуренция в сфере трудоустройства становится все более ощутимой, а образование в колледжах теряет свою привлекательность в силу значительной продолжительности периода обучения. В этой связи перед образовательными учреждениями системы среднего профессионального образования встает задача набора и подготовки квалифицированных специалистов среднего звена, способных успешно применять полученные знания и умения как в ходе учебной теоретической подготовки, так и потом в реальной профессиональной деятельности – первоначально в процессе учебной практики, а затем в самостоятельной трудовой деятельности. Решение этой задачи возможно, как показывает практика, при условии формирования у обучающихся адекватной ценностно-смысловой ориентации на профессиональную деятельность. Отсюда одной из ведущих задача обучения в колледжах становится сосредоточение внимания педагогического коллектива и руководства образовательных учреждений, с одной стороны, на технических и профессиональных аспектах обучения, а с другой стороны, на развитии у будущих специалистов необходимых личных характеристик, которые будут гарантировать высокое качество труда и готовность отвечать за его результаты. Система среднего профессионального образования Казахстана стремится соответствовать требованиям современного рынка труда, что обеспечивается посредством формирования у студентов технических направлений подготовки ценностно-смысловой ориентации на профессиональную деятельности еще на этапе обучения в колледже. Такие выпускники смогут успешно конкурировать в быстро меняющемся мире, вносить существенный вклад в экономическое и социальное развитие страны.  В данной статье исследована и проанализирована проблема формирования ценностно-смысловой ориентации на профессиональную деятельность, приведена статистика по трудоустройству студентов по специальности, изучены работы исследователей по данной тематике, а также предложены возможные способы решения проблемы формирования у студентов технического колледжа ценностно-смысловой ориентации на профессиональную деятельность: проблемное обучение, обучение на основе конструирования, метод проектов, межпредметная интеграция, сетевое обучение.

Ключевые слова: ценности, ценностно-смысловая ориентация, колледж, студенты, профессиональное образование, ценностно-смысловая ориентация на профессиональную деятельность, учебный процесс, межпредметная интеграция.

 

Сведения об авторе

Дидрих Ксения Маратовна – аспирант кафедры педагогического образования и документоведения Института элитных программ и открытого образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Асафьева Н. В., Боронилова И. Г. Ценностно-смысловые ориентации и проблема осмысленности профессионального выбора современных студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 6. С. 65–69.

2. Жолдасбеков А. М. Некоторые вопросы системы профессионального образования и повышения квалификации кадров // Қазақстан жоғары мектебi = Высшая школа Казахстана. 2011. № 3. С. 75–78.

3. Вайзер Г. А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни : материалы I-II симпозиумов / под. ред. В. Э. Чудновского, A. A. Бодалева, H. Л. Карповой. Москва : Психологический институт РАО, 1997. С. 91–110.

4. Гоштаускас А., Семенов А., Ядов В. Адаптированный вариант методики М.Рокича // Самореализация и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. С. 208–209.

5. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / /Методологические проблемы социальной психологии. Москва : Наука, 1975. С. 241–254.

6. Истошин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. Москва : Наука, 1979. С. 252–267.

7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербуог : Речь, 2004. 70 с.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для вузов. Москва : Академия, 2013. 304 с.

9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва : Смысл, 1992. 18 с.

10. Образование // Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [сайт]. URL: https://bala.stat.gov.kz/category/obrazovanie/ (дата обращения: 17.09.2022).

11. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» от 14 декабря 2012 года. URL: http://www.stat.kz/Pages/poslanya_2013.aspx (дата обращения: 10.09.2022).

12. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск : Современная школа, 2007. 496 с.

13. Шигапова Д. К., Газизова О. В. Изменение спроса на рабочую силу разных квалификационных уровней // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. Вологда : ООО «Маркер», 2015. С. 131–133.

 

Для цитирования

Дидрих К. М. Формирование у студентов технического колледжа ценностно-смысловой ориентации на профессиональную деятельность в учреждениях среднего профессионального образования Казахстана // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 6–12.