Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-1-06-13

Аннотация. Проблема сохранения народных традиций в молодых семьях является важной проблемой современного общества. В существующей в нашей стране социально-экономической ситуации молодые семьи переживают различные кризисы, в связи с чем в большинстве семей наблюдается снижение уровня общей культуры. Родители в первую очередь заботятся о материальном обеспечении семьи и в меньшей степени о духовно-нравственном развитии и воспитании своих детей. Непосредственное общение и совместные занятия молодых родителей с детьми все чаще сводятся к минимуму. Проблема усугубляется, когда речь заходит о школьниках, которые большую часть времени находятся в общеобразовательных учреждениях или организациях дополнительного образования. Поскольку молодым семьям не хватает собственных ресурсов для решения указанной проблемы, то необходимо организовать помощь извне. Среди возможных решений для данной ситуации следует выделить социально-педагогическое сопровождение молодой семьи с использованием опыта предшествующих поколений, сформировавшегося на народных семейных традициях. В настоящей статье акцентируется внимание на профессиональном стандарте для специалистов по социальной работе, выступающем методологическим основанием для разработки модели социально-педагогического сопровождения семьи. Авторы рассматривают специфику социально-педагогического сопровождения молодой семьи; приводят результаты исследования, участниками которого стали молодые родители, состоящие на социальном обслуживании в МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска». Особое внимание в статье уделяется описанию разработанной модели социально-педагогического сопровождения молодой семьи «Возрождение народных семейных традиций», которую рекомендуют использовать в сфере социальной защиты населения.

Ключевые слова: социальная защита населения, социально-педагогическое сопровождение, модель социально-педагогического сопровождения, молодая семья, народные традиции.

 

Сведения об авторах

Ращикулина Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; еЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Антонова Алина Ринатовна – магистр социальной работы, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Акутина С. П. Проблемы молодых семей [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-molodyh-semey/viewer (дата обращения: 04.12.2022).

2. Белянкина И. Н. Семейные традиции в воспитании молодой семьи [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2017. № 8 (71). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29967193 (дата обращения: 04.12.2022).

3. Бурилкина С. А. Преемственность традиций в молодых и родительских семьях [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т.2. C. 229-232. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30057285 (дата обращения: 04.12.2022).

4. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-rebenka-pod-vliyaniem-sotsialnyh-problem-sovremennoy-semi/viewer (дата обращения: 04.12.2022).

5. Смирнова Н. Н. Молодая семья сегодня: кризис, трансформация или эволюция? [Электронный ресурс] // Дискуссия. № 10. 2012. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18017247 (дата обращения: 04.12.2022).

6. Соловьёв С. С. Особенности взаимоотношений в разных типах молодых семей [Электронный ресурс] // Вестник московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. № 2 (800). 2018. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36292467 (дата обращения: 04.12.2022).

7. Сочнева Е. С. Педагогический потенциал народных традиций в формировании семейной культуры студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств.2016. № 1 (25). С. 155-161.

8. Сысоева М. А. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи [Электронный ресурс] // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=(дата обращения: 04.12.2022).

9. Шаповалова И. А. Традиции семейных отношений как ресурс самосохранения народа [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры и образования. 2020. № 3(82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semeynyh-otnosheniy-kak-resurs-samosohraneniya-naroda (дата обращения: 04.12.2022).

 

Для цитирования

Ращикулина Е. Н., Антонова А. Р. Модель социально-педагогического сопровождения молодой семьи на основе народных семейных традиций // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 6–13.