Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-4-06-15

Аннотация. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования проблемы управления развитием творческой активности обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности, рассматриваемой на примере Коммунального государственного казенного предприятия «Костанайский строительный колледж» (Казахстан). В эксперименте принимали участие обучающиеся архитектурного отделения колледжа, на которое набор абитуриентов осуществлялся после 9-го класса на основании результатов ОГЭ. В водной части статьи раскрыта актуальность данной проблемы на уровне нормативных документов правительств Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере образования. Основная часть статьи дает теоретическое обоснование выбору механизма развития творческой активности обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности. С этой целью осуществляется анализ основных понятий исследования («творчество», «активность», «творческая активность»), опирающийся на мнение известных ученых в области психологии и педагогики. Данный анализ позволил уточнить содержание понятий «творческая активность обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности» и «управление развитием творческой активности обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности»; разработать комплекс педагогических условий, реализация которых способствовала более эффективному осуществлению управления процессом развития творческой активности обучающихся строительного колледжа. В статье описываются результаты реализации комплекса педагогических условий развития творческой активности обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности, предполагающих: 1) знакомство обучающихся с сущностью, содержанием и этапами проектной деятельности, которые способствуют формированию их творческой активности; 2) включение подростков в коллективную, групповую и индивидуальную проектную деятельность с выходом на реальный практический результат; 3) вовлечение участников в рефлексивно-оценочную деятельность хода и результатов проектной деятельности.

Ключевые слова: творчество, творческая активность, деятельность, проектная деятельность, подросток, управление, Российская Федерация, Республика Казахстан.

 

Сведения об авторах

Ольга Владимировна Терновая, магистр, заместитель директора по научно-методической работе КГКП «Костанайский строительный колледж»; г. Костанай. Республика Казахстан; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Анастасия Леонидовна Гончарова, член Союза художников России, старший преподаватель кафедры архитектуры ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»; г. Магнитогорск, Россия; c2ng@ mail.ru.

 

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). Москва : Просвещение, 1968. 464 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. 136 с.

3. Гальперин П. Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы : тез. докл. к V Всесоюзному съезду Общества психологов /под. ред. Ю. М. Забродин, А. Н. Соколов. Москва, [б. и.], 1977. С. 54–55.

4. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва : Народное образование, 2000. 272 с.

5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981. 185 с.

6. Мандель Б. Р. Основы проектной деятельности : учеб. пособие для обучающихся в системе СПО. Москва ; Берлин : Дерект-Медиа, 2018. 293 с.

7. Матейко А. Условия творческого труда. Москва : Мир, 1970. 300 с.

8. Медведев В. А. Проектное мышление: основные признаки и этапы развития // Глобальная конференция по технологиям в образовании EdCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе : сб. ст. участников конф. (Екатеринбург, 24-26 апреля) /под ред. В. А. Ларионовой и др. Екатеринбург : ИТОО УрФУ, 2019. С. 102–107.

9. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры // Народное образование. 2001. № 5. С. 48–64.

10. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. Москва : Педагогика, 1976. 280 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер Ком, 1999. 705 с.

12. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 1981. 208 с.

13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособ. для пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.

14. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. Москва : Педагогика, 1989. 208 с.

15. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала у школьников // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 38–39.

16. Ямбург Е. А. Управление стабилизацией и развитием творческих процессов в современной школе: пособие для директора. Москва : Per Se, 2003. 48 с.

 

Для цитирования

Терновая О. В., Гончарова А. Л. Управление развитием творческой активности обучающихся строительного колледжа средствами проектной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 6–15.