Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-1-34-42

Аннотация. Изучение культурной жизни СССР и правительственной политики в сфере становления и развития кинодела начала XX века (переосмысление роли искусства в строительстве нового государства, постановка кино на идеологическую службу нового режима) активно проводится в современной российской истории. Особое внимание уделяется кинематографу как «самому массовому из искусств» и одному из наиболее правдивых зеркал, отражающих государственную политику в социальной, культурной, национальной и многих других сферах советского общества. В данной статье предпринята попытка анализа правовых актов и других документов, связанных с кинематографом периода 1917–1929 гг. Более четырех десятков киноорганизаций, созданные в этот период для производства кинофильмов, осуществляли прокат, рекламировали государственную кинополитику, издавали пособия по киноискусству и др. Подробное изучение источников воссоздает целостную картину государственной деятельности в области налаживания методов идеологической пропаганды, контроля духовной сферы жизни общества, а также перевоспитания граждан и воспитания нового, советского гражданина. Изучение кинематографа постреволюционного времени представлено в широком спектре научных трудов, но, несмотря на обширный комплекс данных исследований, в отечественной исторической науке не акцентировалось внимание на изучении нормативно-правовых актов, регулировавших сферу кинематографии, не давалась их общая характеристика. Для целостного изучения проблемы, был использован комплексный подход, включающий в себя применение общенаучных и специально-исторических методов. В ходе исследования автор делает выводы об обоснованности событий в развитии постреволюционного кинодела.

Ключевые слова: история, история кинематографа, СССР, государственное управление киноискусством, исторический источник.

 

Сведения об авторах

Макарова Надежда Николаевна – доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И.Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Свиричевская Лада Игоревна – студентка кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И.Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Березкин В. И. Советская сценография. М. : Наука, 1990. 221 с.

2. Голдовский Е. М. Тридцать лет кинотехнической науки в СССР. М. : Госкиноиздат, 1948. 56 с.

3. Гращенкова И. Н. Киноантропология XX/20. М. : Человек, 2014. 896 с.

4. Дмитриев А. И. От экранизации к самоэкранизации. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2015. 139 с.

5. Зайцева Л. А. Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе. М.: ВГИК, 2013. 309 с.

6. Иезуитов Н. М. Пудовкин. Пути творчества. М. : Искусство. 1937. 211 c.

7. Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР: Немое кино [1918–1934]. М. : Искусство, 1965. 583 с.

8. Толстой В. П. У истоков советского монументального искусства. М. : Изобраз. искусство, 1983. 239 с.

9. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. : Наука, 1977. 574 с.

10. Фомин В. И. Летопись российского кино. М. : Материк, 2004. 698 с.

11. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни человека. СПб. : Алетейя, 2016. 219 с.

12. Шимон А. А. Кино и строительство украинской советской культуры: дис… канд. искусствоведения. М.: МГУ, 1963. 421 с.

13. Юрнев Р. Н. Краткая история советского кино. М. : Союз кинематографистов СССР, 1979. 231 с.

14. Юсупова Г. М. Советское зрелищное искусство 1920-х годов: проблема нового зрителя: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: МГУ, 2005. 21 с.

15. Юткевич С. И. Кино: энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1986. 637 с.

 

Для цитирования

Макарова Н. Н., Свиричевская Л. И. Формирование государственной политики в отношении кинематографа в период 1917–1920-х гг. (по материалам законодательных актов в области государственного управления киноискусством) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 34–42.