Скачать PDF

Аннотация. Статья посвящена описанию эксперимента по выявлению основных способов проявления вербальной агрессии в речи обучающихся 5–8 классов школ г. Магнитогорска. Исследование проводилось с применением существующих методов изучения речевой агрессии: метода выявления склонности к агрессивности и враждебности с помощью опросника А. Басса и Э. Дарки, а также проективных методов (метода ассоциативного эксперимента и метода неоконченных фраз). В результате были выявлены виды и способы проявления вербальной агрессии с учетом возрастных особенностей школьников. Первый этап наблюдений показал средний уровень склонности к агрессивности и враждебности у всех участников эксперимента. Однако наблюдения за речью испытуемых при помощи проективных методик показали, что большинство школьников проявляют явную склонность к некорректному общению, грубому обращению со сверстниками, к унижениям, прямым оскорблениям, враждебным замечаниям, угрозам и грубым требованиям. Для ассоциативного эксперимента использовались такие стимулы, которые натолкнули бы школьников на реакции, непосредственно связанные с вербальным проявлением враждебности и агрессии (спорить, бесить, обозвать, оскорбление, обида (обижен), припугнуть, угрожать). Анализ анкет позволил выявить конкретные проявления агрессивности и враждебности в речи школьников и проследить динамику их проявления с 5 по 8 класс. С помощью методики неоконченных фраз удалось уточнить способы выражения речевой агрессии и провести некоторые статистические подсчеты. Проведенное исследование было начальным этапом сбора информации, которая впоследствии будет использована для разработки методов и приемов преодоления вербальной агрессии в школьной речевой среде.

Ключевые слова: вербальная агрессия, выявление склонности к агрессивности, проективные методы исследования вербальной агрессии, метод ассоциативного эксперимента, метод неоконченных фраз.

 

Сведения об авторах

Франчук Оксана Валерьевна – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Басовская Е. Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в средствах массовой информации // Критика и семиотика. Вып. 7, 2004. С. 257–263.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.

3. Воронцова Т. А. Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2006, № 1. С. 83–86.

4. Петрова Н. И., Рацибургская Л. В. Язык современных СМИ : средства речевой агрессии : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2011. 160 с.

5. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие. М. : МПСИ : Флинта, 2001. 96 с.

6. Трыкова О. Ю. О роли бранной лексики в детском фольклоре // «Злая лая матерная…» : сб. ст. / под ред. В. И. Жельвиса. М. : Ладомир, 2005. С. 334–343.

7. Франчук О. В., Деревскова Е. Н. Основные способы проявления вербальной агрессии в речи обучающихся 7-х классов (метод написания мини-сочинений) // Способы, модели и алгоритмы модернизации науки в современных условиях: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (29 февраля 2020 г, г. Челябинск). Уфа: Omega Science, 2020. С. 80–85.

8. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М. : Едиториал УРСС, 2006. 360 с.

9. Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2001. 300 c.

10. Щербинина Ю. В. Русский язык : Речевая агрессия и пути её преодоления : учеб. пособие. М. : Флинта, 2012. 224 с.

 

Для цитирования

Франчук О. В. Феномен вербальной агрессии в картине мира школьников 5–8 классов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 3. С. 49–61