DOI:
Аннотация. Важным элементом процесса подготовки будущих специалистов в вузах выступает содержание образования. Качественный отбор содержания образования обеспечит высокий уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности. Признавая данный факт, авторы обратились к рассмотрению проблемы содержания образования и разобрали ее в опоре на современную нормативную среду и накопленные методологические основания. Построение содержания образования на современном этапе осуществляется с учетом федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в которых определены требования к результатам освоения образовательных программ в виде набора компетенций. Отбор содержания образования должен осуществляться с учетом тех методологических оснований, которые разработаны на сегодняшний день отечественными учеными: В. В. Краевским, В. С. Ледневым, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и др. В рамках данной статьи авторы обратились к интеграции современных нормативных требований и отечественной методологии при отборе содержания образования для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.05 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Отбор содержания образования представлен авторами на примере конкретной дисциплины «Нормативно-правовые и этические основы профессиональной деятельности», которая направлена на приобретение общепрофессиональной компетенции (ОПК-1). Авторы представляют один из возможных вариантов построения содержания образования в рамках дисциплины и рекомендуют примерный тематический план, образец интегрированного задания, предполагаемые образовательные технологии. Данная статья будет полезна руководителям образовательных программ вузов, а также преподавателям, решающим проблему отбора содержания образования на уровне конкретных дисциплин.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка педагогов, методология, образовательные технологии, общепрофесиональные компетенции, содержание образования, компетенции.
Сведения об авторах
Санникова Лилия Наилевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Левшина Наталия Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Багаутдинова С. Ф., Санникова Л. Н., Волченко М. А., Корнилова К. В. Профессионально-педагогические основы подготовки студентов к решению актуальных задач управления дошкольным образованием: монография. Магнитогорск : МаГУ, 2009. 213 с.
2. Багаутдинова С. Ф. К проблеме структурирования содержания образования студентов // Наука – вуз – школа: сб. науч. тр. молодых исследователей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. Вып.7. 559 с.
3. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Педагогические технологии в современном педагогическом процессе: учеб. пособие. М.: Мир науки, 2016. 284 с.
4. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М. : Наука, 2003. 256 с.
5.Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3-10.
6. Левшина Н. И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов // Начальная школа. 2010. № 7. С. 122–124.
7. Левшина Н. И., Санникова Л. Н., Юревич С. Н. Профессиональные компетенции как результат подготовки будущих специалистов сферы дошкольного образования // Научная мысль: традиции и инновации: сб. науч. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорске, 29–30 мая 2020 г. Казань : Индивидуальный предприниматель Барышов Дмитрий Андреевич, 2020 С. 72–76.
8. Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 92–95.
9. Нечаев Н. Н. Содержание образования как проблема вузовской педагогики // Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие для преподавателей вузов / под ред. А. В. Петровского. М. : Изд-во МГУ, 1986. С. 144–160.
10. Орлов А. А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика. 2001. № 10. С. 48–56.
11. Пискунов А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. № 3. С. 41–48.
12. Санникова Л. Н. Современные подходы к подготовке специалистов дошкольного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 5 (5). С. 49–56.
13. Скаткин М. Н., Цетлин В. С., Краевский В. В. и др. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М. : Педагогика, 1983. 352 с.
14. Смирнов С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. 352 с.
15. Ясвин В. А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М. : Смысл, 2001. 365с.
Для цитирования
Санникова Л. Н., Левшина Н. И. Отбор содержания образования будущих педагогов: современные требования и методологические основания // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 17–21.