Скачать PDF

Аннотация. В статье обозначены основные принципы активизирующего системного подхода в профориентационной работе в соответствии с современными трендами социального и экономического развития общества. Активизирующий подход в профориентации предполагает оказание помощи обучающимся в самоопределении, которая ориентирована на присвоение ими навыков активного выбора, формирование представлений о мире, а также освоение новых стандартов мышления и деятельности. Данный подход требует комплексного решения задач профориентации, устойчивой связи личностного и профессионального самоопределения. Попытки реализовать системный подход в профориентационной работе вскрывают многосубъектность и многофакторность процесса, его нелинейность. В работе раскрыты целевые и инструментальные компоненты профориентационной деятельности, на основе которых выделены базовые направления современной профориентации: интересы и навыки будущего, отрасли и профессии будущего, допрофессиональные опыты, технология профессионального выбора. В соответствии с решением современных задач допрофессионального развития детей определяется содержание психологической работы в дополнительном образовании. В статье обосновывается необходимость построения психологической деятельности в логике проектирования образовательной среды и индивидуальной допрофессиональной траектории обучения, раскрываются основные аспекты формирования такого рода модели психолого-педагогической работы. Данная статья является актуальной для решения образовательных задач на фоне растущего практического интереса общества, частных и государственных образовательных учреждений к профориентационной деятельности обучающихся. Обозначенные в работе позиции могут применяться при проектировании и реализации соответствующей деятельности в общем и дополнительном образовании.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, активизирующий системный подход, профориентация, проектирование образовательной среды, индивидуальная допрофессиональная образовательная траектория, допрофессиональное развитие.

 

Сведения об авторе

Бузунова Ирина Владимировна - кандидат психологических наук, директор Автономной некоммерческой организации содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования»; г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

Литература

1. Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения : материалы научно-практической конференции. М. : ИПИ РАО, 1994. 145 c.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // 2012–2017 Агентство стратегических инициатив. Сколково. URL: http://atlas100.ru (дата обращения: 20.09.2017)

3. Бузунова И. В. Социальные технологии проектирования эффективной системы профессионального самоопределения в образовательном учреждении в условиях современных требований к уровню профессиональной и предпрофессиональной подготовки обучающихся // Аспекты психологического здоровья в современных условиях: коллективная монография. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. C. 3–23.

4. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.

5. Перелыгина И. В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. : Психологический институт РАО, 2008. 23 с.

6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 258 c.

8. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Слободчиков В. И., Павлов И. С., Швецов В. В. и др. 2-е изд., доп. и переработ., М. : ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008. 195 c.

9. Технологии проектной деятельности в образовании / под ред. В. И. Слободчикова, В. К. Рябцева. М. : ИПИ РАО, 1999. 178 c.

10. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М. : Школа Культурной Политики, 1995. 800 с.

11. Щедровицкий П. Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино : НЦБИ АН СССР, 1986. 42 с.

 

Для цитирования

Бузунова И. В. Активизирующий системный подход в современной профориентационной работе: проектирование системы профессионального самоопределения // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 7-15.