Скачать PDF

 

Аннотация. Одной из актуальных проблем современной педагогической науки является возможность преодоления и профилактики профессиональных деформаций педагогов. Профессиональные деформации педагогов представляют собой набор личностных качеств, деструктивно влияющих на их профессиональное поведение. Авторы предполагают, что причинами возникновения таких личностных деформаций педагогов, как агрессивность, социальное лицемерие, авторитарность, догматизм, консерватизм и эмоциональная индифферентность, являются не только синдром эмоционального выгорания и стрессогенность современной педагогической деятельности, но и наличие в сознании преподавателей педагогических мифологем, педагогических предрассудков и заблуждений. На основе анализа работ В. И. Андреева, А. В. Гладкого, И. И. Логвинова и других ученых авторы обобщили задачи педагогической мифологии как области теоретического знания, уточнили понятие мифа, в том числе педагогического, обозначили его отличие от заблуждения. Определяя педагогические мифологемы как искаженные представления педагогов и обучающихся о явлениях педагогической действительности, авторы систематизируют названные в науке истоки возникновения педагогических мифологем (такие как социум, педагогическая теория и педагогическое сообщество) и разбирают наиболее характерные, типичные примеры. В статье приведены результаты исследования педагогических мифологем у студентов педагогических специальностей Института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова. Данные, полученные авторами, свидетельствуют о том, что для большинства студентов негативный опыт, полученный в процессе обучения в школе и/или в вузе, стал источником педагогических мифологем. Данный факт может привести в дальнейшем к возникновению у будущих педагогов негативных педагогических установок и профессиональных деформаций.

Ключевые слова: профессиональные деформации педагогов, педагогическая мифология, педагогические мифологемы

 

Сведения об авторе

Бахольская Наталья Александровна ‑ кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 124 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

3. Гоноболин Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей // Способности и интересы человека / под ред. Н. Д. Левитова и В. А. Крутецкого. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 232‑274.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высш. шк., 1990. 117 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 236 с.

6. Логвинов И. И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент). М. : РАО; Издательский центр ИЭТ, 2012. 180 c.

7. Найдыш В. М. Философия мифологии. XIX – начало XXI в. М. : Альфа-М, 2004. 544 с.

8. Сластенин В. А. Некоторые проблемы педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 1. С. 25‑35.

9. Селиванов Ф. А.. Агасфера // Вестник ТГПУ. 2001. № 3 (28). С. 66‑67.

10. Шадриков В. Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 58‑64.

11. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3‑18.

12. Щербаков А. И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология личности и труда учителя : сб. науч. тр. / под ред. А. И. Щербакова. Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. Вып. 1. С. 3‑29.

13. Bakholskaya N. A., Orinina L. V., Kashuba I. V., Ovsyannikova E. A., Vedeneeva O. A. Formation of civil competence of students in a multicultural environment // The European proceedings of social & behavioural sciences: RRI, 2016. P. 43‑50.

14. Saigushev, N., Savva, L., Vedeneeva, O., Tsaran, A. The development of positive mounting on efficiency increase of mastery in marketing among engineering university students. SHS Web of Conferences, Vol. 28, 2016, P. 01090.

 

Для цитирования

Бахольская Н. А. К вопросу о роли педагогических мифологем в возникновении профессиональных деформаций педагогов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 4. С. 12‑17.