Скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования готовности педагога среднего профессионального образования (далее – СПО) к проектной деятельности – интегративного качества личности, необходимого для эффективного осуществления указанного вида деятельности. Актуальность исследования обусловлена объективной востребованностью готовности педагога СПО к проектной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью, научно-методической обеспеченностью процесса ее формирования в условиях профессиональной образовательной организации. Представленное исследование отражает основные подходы к определению сущности одного из педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО: создание проектно-ориентированной образовательной среды. Основными методами исследования явились методы теоретического анализа, эксперимента и моделирование. В основе выделения необходимых и достаточных педагогических условий формирования исследуемого вида готовности педагога СПО представлены положения деятельностного, информационного и проектного подходов; результаты констатирующего эксперимента; а также ключевые характеристики компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности – мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного. На основе анализа психолого-педагогической литературы в исследовании рассмотрены базовые понятия: условие, педагогическое условие, образовательная среда, проектно-ориентированная образовательная среда. При определении сущности процесса создания проектно-ориентированной образовательной среды особое внимание уделено характеристике выделенных компонентов среды: технологического, пространственно-предметного, социального и информационного. Сделаны выводы о связи компонентов предлагаемой проектно-ориентированной образовательной среды с компонентами готовности педагога СПО к проектной деятельности. Автором представлены мероприятия по созданию проектно-ориентированной образовательной среды на управленческом, организационном и информационно-диагностическом уровнях. Предлагаемая проектно-ориентированная образовательная среда имеет информационный, практико-ориентированный, развивающий характер и обеспечивает переход педагога СПО на более высокий уровень исследуемого вида готовности.

Ключевые слова: образовательная среда, среднее профессиональное образование, проектно-ориентированная образовательная среда, педагогическое условие, формирование готовности педагога к проектной деятельности.

 

Сведения об авторе

Трегубова Елена Дмитриевна - начальник учебно-методической части Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М. : ООО «Аванглион-Принт», 2012. 152 с.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань : Изд-во КГУ, 1988. 238 с.

3. Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Устьянцева О. М. Педагогическое исследование уровня владения педагогами среднего профессионального образования перспективными компетенциями // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 254–263.

4. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 24.11.2019).

5. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.

6. Климов Е. А. О среде обитания человека глазами психолога // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В.И. Панова. М.; Самара : Издательство МГППИ, 2001. С. 7–9.

7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13–23.

8. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М. : Политиздат, 1993. 678 с.

9. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Проектный подход в образовании взрослых // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. / под ред. Н. А. Тулупова [и др.]. Магнитогорск : Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова, 2019. С. 284.

10. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Характеристика готовности к проектной деятельности педагога СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 63. Ч. 2. С. 258–262.

11. Лешер О. В., Трегубова Е. Д. Критериально-уровневое оценивание готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28808 (дата обращения: 21.09.2019).

12. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник. В 2 ч. М. : Изд-во Владос-Пресс, 2003. Ч. 2. 352 с.

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.

14. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш. шк. 2004. 512 с.

15. Прищепа Т. А. Возможности образовательных сред для реализации проектной деятельности педагогов // Вестник ТГПУ. 2015. № 7 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnyh-sred-dlya-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 13.02.2019).

16. Рубцов В. В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знания (к определению предмета экологической психологии) // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В. И. Панова. М. : Самара, 2001. С. 77–81.

17. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Материалы 2-й Рос. конф. по экологической психологии / под ред. В.И. Панова. М.: Самара, 2001. С. 172–176.

18. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

 

Для цитирования

Трегубова Е. Д. Проектно-ориентированная образовательная среда как педагогическое условие формирования готовности педагога среднего профессионального образования к проектной деятельности // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 4. С. 6–13.