Аннотация
Цель статьи заключается в анализе и обобщении исторического опыта по использованию образовательного видеоконтента в учебно-воспитательном процессе отечественных и зарубежных образовательных учреждении и организаций. Автор представляет систематизацию исторических этапов становления образовательного видеоконтента и дает им краткую характеристику. Условно данные этапы разделены на четыре основных периода: период изобретения учебного фильма, период активного внедрения кинематографа в образовательные учреждения, период оттеснения образовательного видеоконтента в разряд факультативных средств обучения, современный период развития образовательного видеоконтента как средства развития цифровой образовательной среды. Кроме того, прослеживается история изучения понятий «учебный фильм», «учебный кинематограф», «образовательный видеоконтент»; исследуются функции указанных средства развития обучающихся. В статье доказывается актуальность заявленной проблемы по развитию и активному применению образовательного видеоконтента, которая связана с отсутствием научных публикаций, раскрывающих историю учебного кинематографа и ход его трансформаций до приобретения нынешнего облика; обосновывается потребность в изучении образовательного видеоконтента как современного учебно-воспитательного средства, применяемого для полноценного развития обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. В исследовании использовались следующие методы: исторический анализ, интерпретация и обобщение и систематизация. Автор показывает, что изучение и использование учебного фильма, образовательного видеоконтента в зарубежной и отечественной системе образования в разные исторические эпохи включает взлеты и падения. Обосновывается тезис о том, что, с точки зрения накопленного отечественного и зарубежного педагогического опыта, в современной педагогической практике проблема требует дальнейшего научного изучения, особенно в условиях реализации проекта «Российская электронная школа».
Ключевые слова: учебный кинематограф, видеофильм, образовательный видеоконтент, исторические этапы развития образовательного видеоконтента, цифровая образовательная среда.
Сведения об авторе
Роман Юрьевич Новоселов - аспирант кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Педагогические технологии в современном образовательном процессе: учебное пособие. М. : изд-во «Мир науки», 2016. 284 с.
2. Данилов Ф. А. Волшебный фонарь: Устройство его и способ употребления. Картины для волшеб. фонаря: рисов., фотогр. и делькомании, раскрашивание картин водян. и маслян. красками. Кинематограф и его устройство. Науч. демонстрации по физике и химии с помощью волшеб. Фонаря. М. : тип. т-ва И.Д. Сытина и К, 1897. 158 с.
3. Иванова Л. А. Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX–XX вв) [Электронный ресурс]. // Magister Dixit. 2012. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/liniya-kinoobrazovaniya-v-pedagogike-rossii-konets-xix-xx-vv (дата обращения: 29.04.2019).
4. Кино – дети – школа: методический сборник по киноработе с детьми / под ред. А. М. Гельмонта. М.: Работник просвещения, 1929 (21-я тип. "Мосполиграф"). 240 с.
5. Ковалов О. А. Новейшая история отечественного кино // Кино и контекст 1986–2000. Т. IV. СПб.: изд-во «Сеанс», 2002. С. 117–132.
6. Крапчатов И. А. Киноурок как наиболее эффективный метод работы // Учебное кино: М., 1936. № 3. С. 3-10.
7. Кузьмина М. В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 28 c.
8. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Куликова С. С. и [др.] Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т. Н. Носковой. СПб : РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 110 с.
9. Павлова Л. В., Савва Л. И. Гуманитарная культура и социальное развитие личности [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 136–140. Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36600 (дата обращения: 31.03.2017).
10. Познанский Н. Ф., Школьное кино: методические указания нанский. Саратов : [б. и.], 1929. 62 с
11. Прессман Л. П. Использование кино и телевидения в целях развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1963. 17 с.
12. Савва Л. И., Акманова С. В., Недосекина М. А. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования : коллективная монография / под общей ред. Л. И. Саввы. Магнитогорск: МаГУ, 2008. 463 с.
13. Савва Л. И., Солдатченко А. Л., Семыкина Е. Ю. [и др. ]. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса : коллективная монография / под общей ред. Л. И. Саввы. Магнитогорск : МаГУ, 2005. 345 с.
14. Семенова А. К. Учебное кино: исторический аспект [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20038 (дата обращения: 28.04.2019).
15. Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе : монография. Таганрог : изд. центр ТГПИ, 2009. 320 c.
16. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического исследования). СПб. : Шиповник, 1913, 312 с.
17. Яроцкий А. И. Ценность религии с биологической точки зрения. Юрьев : К. Матиссен, 1915, 79 с.
Для цитирования
Новоселов Р. Ю. История образовательного видеоконтента // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 12‑17.