Скачать PDF

Аннотация

В данной статье анализируются проблемы, возникающие в процессе формирования готовности будущих бакалавров гуманитарного вуза к проектной деятельности в рамках преподавания образовательных дисциплин, прямо или косвенно связанных с проектной деятельностью. Автор демонстрирует возможные пути решения обозначенных проблем. В качестве средства формирования готовности студентов-бакалавров гуманитарного профиля к проектной деятельности бала выбрана инновационная технология – «образовательная робототехника». Представлен сравнительный анализ исходных инженерных компетенций (на начальном этапе) у студентов технического и гуманитарного вузов. Спектр таких компетенций выбирался, исходя из необходимости эффективного преподавания образовательной робототехники в ходе формирования готовности обучающихся к проектной деятельности. Уточнено понятие «образовательная робототехника», описана ее специфика и содержание. Образовательная робототехника, в нашем понимании, является инновационным междисциплинарным, метапредметным направлением обучения студентов разных профилей, формирующим компетенции таких дисциплин, как физика, мехатроника, технология, математика, информатика и ИКТ, и позволяющим вовлечь студентов в процесс инновационного научно-технического творчества. Образовательная робототехника – одно из самых востребованных и передовых направлений современной науки и техники. Данная технология направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение имиджа и престижа профессий инженерной направленности среди студентов, развитие у них навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой. Применение наборов образовательной робототехники в учебной деятельности вуза положительно влияет на мотивацию студентов в процессе профессиональной подготовки. С целью формирования нужной мотивации и приобретения необходимых начальных компетенций студентов-бакалавров гуманитарного вуза в области алгоритмизации и программирования (обязательные условия изучения образовательной робототехники) автор предлагает использовать средства виртуального моделирования и проектирования в среде анимационного программирования «Скретч» (Scratch).

Ключевые слова: образовательная робототехника, проектная деятельность, информационные технологии, алгоритмизация, гуманитарный профиль, робототехнический конструктор.

 

Сведения об авторе

Литвин Андрей Вячеславович – заведующий лабораторией информационных технологий, заведующий кафедрой информатики муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» города Магнитогорска, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 104–107.

2. Булавенко О. А. Психолого-педагогические условия формирования технического мышления у будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. … д-ра пед. наук. Брянск, 1999. 34 с.

3. Дударева О. Б., Тележинская Е. Л. Основы Stem, Steam, Stream-педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2017. № 46. С. 107–114.

4. Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2(32). С. 88–99.

5. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. Мозырь : РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.

6. Павлова М. Б. Метод проектов в технологическом образовании / под ред. И. А. Сасовой. М. : Вентана-Графф, 2003. 294 с.

7. Савва Л. И., Гасаненко Е. А., Шахмаева К. Е. Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С 56–64.

8. Савва Л. И., Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А. Педагогика в системно-образном изложении: уч. пособие. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. 129 с.

9. Соловьева Т. В. Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2015. № 1 (22). С. 81–85.

10. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей / под ред. А. Л. Фрадкова. СПб. : Наука, 2010. 148 с.

11. Kayumova L. A., Savva A. L., Soldatchenko R. M., Sirazetdinov L. G., Akhmetov L. G. The technology of forming of innovative content for engineering education // International Journal of Environmental and Science Education.2016. Vol. 11 (9). P.3029-3039. DOI: 10.12973/ijese.2016.901a.

 

Для цитирования

Литвин А. В. Существует ли разница в подготовке бакалавров к проектной деятельности средствами образовательной робототехники в гуманитарных и технических вузах? // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 66-71.