Аннотация
В статье рассматривается реально существующая сегодня потребность в разработке индивидуальной траектории обучения для студентов технического колледжа в ходе их профессиональной подготовки. Движение по такой траектории планомерно обеспечивает повышение уровня профессионального становления студентов. Построение индивидуальной траектории позволяет вести учет умений и навыков каждого студента, склонностей и способностей, степени сформированности его знаний, уровня мотивации. В профессиональном становлении будущих специалистов особое значение приобретает сегодня их способность к продуктивным действиям, умение критически оценивать результаты собственной деятельности и умение отслеживать достижение поставленных целей. В этой связи индивидуальная траектория становится необходимым условием, обеспечивающим развитие у студентов самостоятельности при решении поставленных профессионально-значимых задач, ответственности за качество осуществляемой деятельности и решения, принятые в процессе ее выполнения. Уровень развития самостоятельности студента при освоении различных видов профессиональной деятельности оказывает прямое влияние на степень сформированности у студента умений к самообучению, самосовершенствованию, мобильности и способности к быстрой адаптации при изменении условий. Качество разработки индивидуальной траектории обеспечивается взаимодействием педагога и студента, совместно разрабатывающих индивидуальную траекторию профессиональной подготовки студента, осуществляющих устранение всевозможных трудностей, возникающих в процессе продвижения студента к планируемому результату. Продуктивному взаимодействию может способствовать осуществление системно организованной деятельности в виде педагогического сопровождения. Немаловажным условием педагогического сопровождения является мотивирование студента на дальнейшую трудовую деятельность, осознание им потребности в качественной профессиональной подготовке. Степень мотивированности студента оказывает прямое влияние на его профессиональное становление и готовность работать на производстве, которое является сегодня непрерывно изменяющейся и стремительно развивающейся средой.
Ключевые слова: профессиональное становление, индивидуальная траектория, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка.
Сведения об авторах
Сайгушев Николай Яковлевич – доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Щербакова Ирина Альбертовна – заместитель директора по учебной работе КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области, Костанай, Казахстан; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Адливанкин С. Ю. Русейкина B. C. Контроль за учебной работой студентов как средство ее интенсификации // Вопросы педагогики высшей школы. Пермь, 1985. Выпуск 1. С. 6–9.
2. Акулина Е. Е. Мотивация как результат взаимодействия личности преподавателя социальных дисциплин и его профессиональной деятельности // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н .А. Некрасова. 2010. № 1. С. 72–75.
3. Бережная И. Ф Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : дис. ... д-ра пед. наук. М. , 2012. 445 с.
4. Бурухина Т. Ф., Напеденина Е. Ю. Развитие творческих способностей как фактор профессионального становления личности // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" (Санкт-Петербург, Январь 2019) / вып. ред. Ю. Ф. Эльзессер. СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 73–78.
5. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Теория и практика классного руководства: уч. пособие. Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. 122 с.
6. Иванов В. Г. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в ВУЗе // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12 С. 173–178
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 281 с.
8. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб. БукИздат, 1995. 186 с.
9. Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса для директоров и заместителей директоров школ: в 2-х ч. Ч. 2. М. : Новая школа, 1997. 78 с.
10. Конасова Н. Ю. Оценивание образовательных результатов учащихся. СПб. : КАРО, 2016. 111 с.
11. Копейкин Ю. К. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов колледжа : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. М. , 2007. 183 с.
12. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. № 9. С. 4–7.
13. Максимова З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений на примере специальности «Графический дизайн» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. М. , 2008. 154 с.
14. Рыжова Н. И. Теоретические основы структурно-функциональной модели индивидуальной траектории обучения : монография. М. : Раритет, 2007. 305 с.
15. Савва Л. И. Межличностное познание, общение и понимание : учеб. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 204 с.
16. Сайгушев Н. Я. Профессиональное становление будущего учителя: монография. СПб : Стратегия будущего, 2008. 220 с.
17. Gnevek O. V., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Shepilova N. A.The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. 2017. Vol. 97. № 21. P. 195–217.
18. Gnevek O. V., Saigushev N. Ya., Savva L. I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol 11. № 18. P. 13033–13041.
Для цитирования
Сайгушев Н. Я., Щербакова И. А. Определение индивидуальной траектории профессионального становления студентов как условие повышения эффективности их профессиональной подготовки // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 12–19.