DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-30-34
Аннотация
Начало обучения в вузе – очень значимый для первокурсников этап. Поэтому важно получать информацию о тех трудностях, с которыми сталкиваются студенты, и на этой основе организовывать их психологическое сопровождение. В статье поднимается проблема адаптации первокурсников вуза в системе новых межличностных отношений в условиях дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19. Указанная проблема еще не нашла достаточного отражения в современных исследованиях. В настоящем исследовании раскрываются психологические особенности групп первокурсников; характеризуются проблемы и трудности, возникающие у студентов в процессе приспособления; предлагается опыт работы автора с первокурсниками в плане повышения их уровня социально-психологической адаптации; ставится вопрос о направлениях работы по успешному социально-психологическому приспособлению начинающего студента в условиях дистанционной формы обучения. В материалах статьи представлено исследование социально-психологической адаптации первокурсников в вузе в условиях дистанционного обучения, проведенное на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и показавшее, что студенты ощущают недостаток живого общения с преподавателями и однокурсниками, испытывают трудности обучения в домашней обстановке и в усвоении некоторых дисциплин. Результаты применения психологических методик, направленных на диагностику адаптированности юношей и девушек к учебной группе, констатировали невысокий уровень адаптированности испытуемых, что проявлялось в неблагоприятном положении в коллективе, проблемах в общении и установлении отношений с сокурсниками и преподавателями. Представленный в статье материал призван помочь преподавателям высшей школы, кураторам групп организовать психологическое сопровождение студентов первого курса в условиях дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптация первокурсника в вузе, трудности социально-психологической адаптации, психологическое сопровождение.
Сведения об авторах
Андриенко Оксана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Орского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет», Орск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Андриенко О. А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее : дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 188 с.
2. Андриенко О. А., Безенкова Т. А., Олейник Е. В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 95–107.
3. Башкирова О. А. Роль куратора в адаптации первокурсников в вузе // Омские социально-гуманитарные чтения – 2016 : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. А. Кудринская. Омск : Омский государственный технический университет. 2016. С. 145–149.
4. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 13–22.
5. Глушенков А. М., Царева А. В. Куратор студенческой группы как субъект управления системой воспитательной работы вуза // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 4 (10). С. 9–15.
6. Даниленко Л. П. Особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 101–109.
7. Дворникова И. Н., Хашева Г. Н. Психологическая помощь студентам-первокурсникам в социально-психологической адаптации к обучению в вузе // Исследователь года 2020: сб. ст. III Междунар. науч.-исследоват. конкурса / под ред. А. Б. Черемисина. Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука». 2020. С. 85–90.
8. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 26.01.2020).
9. Йулдашева С. М. Теоретические аспекты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Достижения науки и образования. 2019. № 2 (43). С. 57–59.
10. Корнилова А. Г., Петрова С. Ф. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 128–131.
11. Малеко Е. В. Особенности формирования личности в пространстве информационной культуры // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 1 (13). С. 29–31
12. Олейник Е. В., Муталова Д. А., Безенкова Т. А., Мананникова А. В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69–72.
13. Родина Н. А., Чайковский А. Е., Михайлова Е. Е., Далдышкина Л. И. Психологическая помощь студентам в адаптации к вузовской жизни // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 107–112.
14. Юртаева Н. И. Трудности адаптации студентов-первокурсников // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. статей XIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 178–181.
Для цитирования
Андриенко О.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников вуза в условиях дистанционной формы обучения // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 30–34.