Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются особенности познания и осмысления профессионалами специальных предметов, явлений, их свойств и отношений в ходе повседневной практической деятельности, а также механизмы получения и вербализации знаний в сфере предметной терминологии и профессионального субстандарта. Именно здесь широко представлены метафорические наименования, созданные с опорой на когнитивные ориентиры, которые и находятся в центре внимания автора. В работе описываются наиболее перспективные способы и приемы метафорических наименований предмета, излагаются взгляды российских и зарубежных ученых на особенности когнитивной метафоры как средства формирования значений фразеологизмов, на использование соотноситeльных терминов – «когнитивная точка референции», «когнитивный ориентир». Приводится авторское понимание термина «когнитивные ориентиры», под которыми подразумеваются образно-схематические представления об объектах, или определенных категориях объектов, служащие основой для восприятия, категоризации и концептуализации познаваемых предметов. В работе подробно интерпретируются самые востребованные виды когнитивных ориентиров – пространственные ориентиры, т. к. для целого ряда профессиональных объектов ярким и значимым признаком является положение в пространстве, в соответствии с оппозициями: «верх – низ», «перед – спина». Подобное знание становится ориентиром для концептуализации объектов, находящихся вне непосредственного визуального контакта. И для специалиста при этом не важно, выявляет ли вновь созданное название сущность того или иного предмета, достаточно, что оно как любой яркий признак последнего, релевантный для членов профессиональной среды. Таким образом, метафорические наименования, в которых реализованы когнитивные ориентиры, выполняют важные идентификационные функции в сфере профессионального знания.

Ключевые слова: профессиональный язык, когнитивный ориентир, номинация, специальный объект, термин, профессионализм.

 

Сведения об авторах

Елена Иосифовна Голованова – профессор, доктор филологических наук, Профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания  ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Россия, Челябинск; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Литература

1. Болдырев Н.Н. О типологии знаний и их репрезентации в языке // Типы знаний и их репрезентация в языке: сб. науч. тр. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. С. 12–28.

2. Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение. М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.

3. Голованова Е.И. Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). С. 122–125.

4. Голованова Е.И. Профессиональная когниция как разновидность интерпретирующей деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322). С. 28–32.

5. Голованова Е.И. Становление уральской горнозаводской терминологии в XVIII – начале XIX вв.: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 1995. 241 с.

6. Гольдберг В.Б. Форматы фонового знания в образном сравнении // Когнитивные исследования языка. 2011. Вып. 9. С. 175–183.

7. Прохорова В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое описание). М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 125 с.

8. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Русские словари, 2000. 416 с.

9. Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1. Theoretical Prerequisites. Stanford: Stanford University Press, 1987. 516 p.

10. Rosch E. Cognitive reference points // Cognitive Psychology. 1975. № 7. P. 532–547.

 

Для цитирования

Голованова Е.И. Когнитивные ориентиры в речемыслительной деятельности профессионала // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С.50–54.