Аннотация
Авторы обращаются к роману современного турецкого писателя О. Памука «Черная книга» (1990). С помощью методов коммуникативного и историко-культурного характера, а также компаративистики ими предпринимается попытка, основываясь тексте романа, представить проблему культурного взаимодействия западной и восточной цивилизации. Авторы статьи наглядно демонстрируют, что О. Памук, умело соединив исторические и современные факты, суфийские тексты и интриги детектива, политические споры и романтику, отразив особенности восточной и западной культур, добился создания полифонического полотна, где цветовой символике отводится значительное место. В статье на разных повествовательных уровнях рассматривается мотив слепого и бездумного подражания (подражание восточной цивилизации западной, подражание одного литературного произведения другому, желание одного человека быть похожим на другого). В метафорическом смысле этот роман воплощает в себе мировосприятие потерянного человека, его осязаемые мечты, которые становятся реальностью, его представления о прошлом и настоящем. Не раз по ходу романа Памук замечает, что попытка сочетать современную западную и традиционную тюрко-исламскую культуру приводит к внутреннему душевному разладу его современников. Авторы статьи приходят к выводу о том, что автор романа «Черная книга» считает приоритетным мирное сосуществование и взаимопонимание двух миров, преодоление культурной ксенофобии посредством диалога культур, несмотря на существующую крайнюю напряженность порожденных глобализацией культурных баталий, неравномерное развитие западной и восточной цивилизаций.
Ключевые слова: Памук, синтез культур, полифония, цветовая символика, глобализация, литературный процесс, Восток, Запад.
Сведения об авторах
Константин Николаевич Савельев – доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Екатерина Юрьевна Степанова – библиотекарь Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Барзукаева А. А. Влияние суфийской литературы на стилистику романа Орхана Памука «Черная книга» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 22 (682). С. 63-75. URL: http://www.os.x-pdf.ru/20jazykoznanie/760747-1-udk-821512161-28-barzukaeva-prepodavatel-kaf-vostochnih-yazikov.php (дата обращения: 16.10.2020)
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
3. Дворцова Д. В. Основные проблемы самоидентификации Турецкой Республики в контексте дихотомии Восток-Запад (на примере творчества О. Памука) // Ethnocultural identity as a strategic resource of consciousness of society in the conditions of globalization : materials of the IV international scientific conference on September 28–29, 2016. Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. С. 62–67.
4. Груздева Е. А., Вафина А. Х. Мотив поиска в романе Орхана Памука «Черная книга» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2018. № 7 (85). Ч. 2. С. 235–238 // Издательство ГРАМОТА. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2018/7-2/3.html (дата обращения: 16.10.2020).
5. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистического искусства. М.: Искусство, 1976. 367 с.
6. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. -318 с.
7. Пачнер М. От литеры до литературы. М. : КоЛибри, 2019. 447 с.
8. Панова О. Б., Ланкевич Е. В. Творчество Орхана Памука: историческая традиция турецкой национальной литературы и «меланхолический постмодернизм» (на основе романа «Черная книга») // Язык и культура : сборник статей XXVI Международной научной конференции (27-30 октября 2015 г.) / отв. ред. С. К. Гураль. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. С. 335–338.
9. Посохова К. В. Символика цвета в романах Орхана Памука «Белая крепость», «Черная книга» и «Меня зовут красный» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Филологические науки. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 453-458.
10. Савельев К. Н. «Биография Белграда» М. Павича как новый тип художественного повествования // Взаимоотношения России и Сербии: гуманитарные науки сегодня. Наслеђе. Journal of Language, Literature, Arts and Culture. 2017. Vol. XIV. Белград, 2017. С. 107-113.
11. Савельев К. Н. Тезаурусный подход и проблема переходных периодов // Libri Magistri. 2017. Т. 3. С. 14-19.
12. Семенов Н. С. Философские традиции Востока. Гл. 3. Восток и Запад: введение в проблему. Минск: ЕГУ, 2004. URL: http://religa.narod.ru/biblio/east_ph3.htm (дата обращения: 16.10.2020).
13. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопоэтическом. М.: Прогресс, Культура, 1995. 623 с.
Для цитирования
Савельев К.Н., Степанова Е. Ю. Роман О. Памука «Черная книга» как синтез культур Востока и Запада // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С.44–49.