Аннотация.
Актуальной проблемой для сегодняшнего образования остается вопрос о внедрении в процесс обучения инновационных методов, средств и форм, направленных на развитие личностных качеств обучающегося, которые необходимы для деятельности в рамках всех сфер общественной жизни. В частности, результатом обучения должна стать личность обучающегося, готового к коммуникации в самых разных обстоятельствах. Процесс обучения русскому языку с этой точки зрения ориентирован прежде всего на освоение языка как инструмента общения, на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Поэтому правомерно рассматривать развитие навыков речевой деятельности как основополагающую задачу процесса обучения русскому языку: обучающийся должен уметь воспринимать и интерпретировать чужие тексты и продуцировать собственные речевые произведения. Кейс-технология в данном случае представляется потенциально эффективной формой обучения. Во-первых, установки обозначенной технологии соответствуют принципам коммуникативно-деятельностного подхода, являющегося концептуальной основой обучения русскому языку. Во-вторых, кейс-технология способствует речевому развитию обучающихся и развитию речетворческих навыков. В настоящей статье приводится обоснование целесообразности применения кейс-технологии с точки зрения концепции коммуникативно-деятельностного подхода. Также представлен анализ речетворческой составляющей данной технологии. Прежде всего, непосредственно алгоритм технологии предполагает коммуникативный аспект: развитие чтения, слушания, говорения и письма происходит на каждом этапе групповой и индивидуальной работы. Кроме того, дидактической доминантой урока русского языка является текст, который в совокупности с вопросами и заданиями к нему составляет пакет кейса. Отличительной чертой кейса является ориентированность на важные для учащегося духовные и социальные проблемы, которые находят отражение в художественных и публицистических текстах. В данном случае чужой текст является исходным учебным материалом для анализа, обсуждения и становится отправной точкой для создания собственного речевого произведения.
Ключевые слова: обучение русскому языку, кейс-технология, речевая деятельность, речетворческая деятельность, речетворческое развитие.
Сведения об авторах
Губчевская Екатерина Алексеевна – аспирант кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Антонова Е. С. Коммуникативно-деятельностный подход как эффективный способ подготовки будущих учителей-словесников // Мир русского слова. 2007. № 1–2. С. 19–22.
2. Богданова В. П. Некоторые аспекты реализации деятельностного подхода в школьном образовании // Современные проблемы науки и образования. Интерент-журнал. 2016. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24105 (дата обращения: 14.09.2020).
3. Калыкова Г. С. Психолингвистические особенности процесса чтения // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). С. 102–106.
4. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 137–140.
5. Пономарева Л. Д. Речетворческая составляющая духовного развития учащихся на уроках русского языка // Петровские образовательные чтения: сб. материалов конф. / под ред. Н. Р. Балынской. Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 318–326.
6. Пономарева Л. Д. Текст в системе речетворческого развития обучающихся: методический аспект // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : материалы VIII Междунар. науч. конф., Челябинск, 20–22 апреля 2016 г. / отв. ред. Л. А. Нефедова. Т. 2. Челябинск : Энциклопедия, 2016. С. 482–484.
7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
8. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 286 с.
9. Телкова В. А. О стратегии обучения русскому языку на основе ситуативно-тематического принципа // Вопросы педагогики. 2020. № 1–2. С. 252–256.
10. Шведова Л. Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–1. С. 274–276.
Для цитирования
Губчевская Е. А. Речетворческий аспект кейс-технологии в системе языкового образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 20–25.