Аннотация:
В данной работе показано, что в условиях современной действительности особе значение для личностного и профессионального развития индивида приобретают его способность к постоянному обучению и непрерывному саморазвитию, способность к саморегуляции и развитое критическое мышление. Отмечается, что образование в течение всей жизни не может быть эффективным без готовности индивида управлять своей деятельностью и процессами собственного обучения. Проблема самоуправляемого обучения рассматривается как одна из актуальных для современной педагогической науки и практики. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. Обозначены разные подходы зарубежных исследователей к определению сущности и ключевых компонентов самоуправляемого обучения, а также факторов его эффективности. Представлены несколько точек зрения ученых на определение ключевых личностных характеристик, способствующих самоуправляемому обучению. Рассмотрены некоторые точки зрения отечественных исследователей на ключевые компоненты самоуправляемого обучения. Подчеркивается, что самоуправляемое обучение имеет сложноорганизованную природу и предполагает, с одной стороны, внутреннюю готовность личности к реализации такого обучения и, с другой стороны, сформированность соответствующих умений по организации и реализации самоуправляемого обучения. В статье отмечается, что формирование готовности молодых людей к самоуправляемому обучению – актуальная и востребованная задача современного образования. Готовность молодых людей к самоуправляемому обучению является основополагающим условием для эффективной образовательной деятельности, профессионального становления и личностного развития в условиях современного мира. Подчеркивается, что проблема самоуправляемого обучения требует пристального внимания с позиций современной педагогической теории и практики. Комплексный подход к определению значимых компонентов, условий и этапов формирования готовности к самоуправляемому обучению позволит сконструировать эффективную модель формирования готовности современных молодых людей к самоуправляемому обучению.
Ключевые слова: образование, развитие, обучающийся, самоуправляемое обучение, компоненты самоуправляемого обучения.
Сведения об авторах
Кудрявцева Мария Викторовна – старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература
1. Белоновская И. Д., Серебровская Т. Б. Роль самоуправляемого обучения студентов в университетском образовании // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 12. № 2. С. 85–88.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
3. Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Естественно-научное образование студентов гуманитарных направлений подготовки: концептуальные положения и методические основы // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvenno-nauchnoe-obrazovanie-studentov-gumanitarnyh-napravleniy-podgotovki-kontseptualnye-polozheniya-i-metodicheskie-osnovy (дата обращения: 17.09.2020).
4. Карташова В.Н. Использование компьютерной программы в автономном обучении студентов немецкому языку: // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: сб. науч. трудов по матер. межунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 366–374.
5. Киселева А. В. Стратегия самоуправляемого обучения как готовность к активному самостоятельному познанию // Личность и общество: нравственная идея в ценностном мире современного человека : материалы всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием «Мокроносовские чтения-2017». Екатеринбург : УрФУ, 2017. С. 89-94.
6. Нагимова Н. И. Технологизация процесса обучения как условие формирования новых образовательных результатов в процессе реализации программ среднего профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1-1. С. 344-354.
7. Носачева Е.А. Профессиональная автономия как важная проблема современного профессионального образования в России // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1. С. 112–117.
8. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456–467.
9. Скибицкий Э. Г., Шабанов А. Г. Обобщенная модель процесса обучения // Инновации в образовании. 2004. N 1. С. 61–70.
10. Boyer N. R., & Usinger P. Tracking pathways to success: Triangulating learning success factors // International Journal of Self‐Directed Learning. 2015. Vol. 12(2), 22–48.
11. Brockett R.G., Hiemstra R. SelfDirection in Adult Learning: Perspectives on Theory, Research and Practice. London : Routledge, 1991. 276 p.
12. Candy P. C. Self-Direction for Lifelong Learning: A Comprehensive Guide to Theory and Practice. San Francisco: Jossey‐Bass Publishers, 1991. 567 p.
13. Garrison D. R. Self-directed learning: Toward a comprehensive model // Adult Education Quarterly. 1997. Vol. 48. P. 18–33.
14. Gibbons M. The self-directed learning handbook: Challenging adolescent students to excel. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2002. – 183 p.
15. Hiemstra R., & Brockett R. Reframing the Meaning of Self-Directed Learning: An Updated Model //Processing of the 54th Adult Education Research Conference. 2012. P. 155–161.
16. Stockdale S. L., & Brockett R. G. Development of the PRO-SDLS: A measure of self-direction in learning based on the Personal Responsibility Orientation Model // Adult Education Quarterly. 2011. Vоl. 61(2). P. 161–180.
17. Temple C., & Rodero M. L. Active learning in a democratic classroom: The “Pedagogical invariants” of Celesting Freinet (Reading around the world) / Reading Teacher. 1995. Vol. 49. P. 164–167.
Для цитирования
Кудрявцева М. В. Теоретические основы самоуправляемого обучения в современной педагогической науке и практике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 15–19.