Аннотация:
Одним из способов совершенствования деятельности образовательных организаций в рамках регионального образовательного пространства конкретного региона в направлении формирования культуры здоровья школьников является консолидация ресурсов социальных институтов различной ведомственной принадлежности. Целью исследования является выявление и обоснование методологических подходов к организации взаимодействия в региональном образовательном пространстве учреждений, причастных к работе с обучающимися школьного возраста, нацеленных на формирования у детей и подростков культуры здоровья, но имеющими при этом различную ведомственную принадлежность. Для достижения поставленной цели используются такие методы, которые обеспечивают исследованию построение его понятийно-терминологического аппарата, обоснование его теоретико-методологической основы, сопоставление, обобщение и интерпретацию эмпирического материала. В качестве основы для выбора и обоснования использованных в исследовании подходов выступает концепция многоуровневого методологического знания. В рамках этой концепции основополагающим является аксиологический подход, который позволяет рассматривать здоровье как жизненно значимую личностную ценность человека, определяющую другие ценностные ориентации, детерминирующую его полноценное развитие, адекватную идентификацию и эффективную самореализацию. На общенаучном уровне ведущим является системно-интеракционистский подход, гармонично объединяющий в себе феномены системности и взаимодействия. Системность регулирует рассмотрение объекта как единого функционального целого, обладающего комплексом характеристик: с одной стороны, свойств, общих для целого и его частей, а с другой, – черт целого отличных от качественных признаков его составляющих. Взаимодействие (interaction) дает возможность решать педагогические проблем с учетом изменений, которые происходят в различных воздействующих и взаимосвязанных объектах под влиянием их действия как друг на друга, так и на другие объекты. На конкретно-научном уровне методологии ключевым является интегративный подход, который позволяет поэтапно планировать организацию образовательного процесса, последовательно решать поставленные задачи и оперативно интерпретировать получаемые результаты, целенаправленно используя ресурсы всех субъектов образовательной деятельности на основе кластерного подхода.
Ключевые слова: методологическая основа, межведомственное взаимодействие, кластерный подход, образовательная организация, региональное образовательное пространство, культура здоровья, обучающиеся.
Сведения об авторе:
Константин Васильевич Чедов – доцент, кандидат педагогических наук, доцент каф. физической культуры и спорта Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Литература:
1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы тео-рии и практики : монография. Тюмень : Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. 216 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 384.
3. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М. : Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
4. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М. : Политиздат, 1980. 120 с.
5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 272 с.
6. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
7. Виленский М. Я., Масалова О. Ю. Здоровье как аксиологический потенциал качества подготовки выпускника вуза // Автономия личности. 2011. № 2(4). С. 66–71.
8. Галимова Л. И. Образовательный кластер как механизм инновационного развития производственной деятельности // Вестник Казанского технического университета. 2009. № 5. С. 125–127.
9. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М. : Флинта; Наука, 2003. 768 с.
10. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 12–18.
11. Драндров Г. Л., Тумаров К. Б. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 2(19). С. 24–30.
12. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600994 (дата обращения: 03.03.2020).
13. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к исследованию педаго-гических явлений / Результаты новых исследований в педагогике : сб. науч. ст. / под ред. Н. М. Шахмаева. М. : Просвещение, 1977. С. 3-18.
14. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
15. Леонтьев А. Н. Современная психология: сб. ст. / под ред. А. В. Запорожца [и др.]. М. : Изд-во МГУ, 1983. 288 с.
16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность [Электронный ресурс] /пер. А.М.Татлыбаевой. К.: PSYLIB, 2004. // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения: 05.02.2020).
17. Михайлова М. В., Салаева А. Л. Кластерный подход в управлении образованием и культурой: положительный опыт российских регионов // Кластерный подход к управлению культурно-образовательным пространством города : матер. науч.-практ. конф. 19 дек. 2014 года. Чебоксары, 2014. С. 74–80.
18. Новая философская энциклопедия : в 4 тт. [Электронный ресурс] / гл. ред. В. С. Степин. М. : Мысль, 2001 // Институт Философии Российской Академии Наук [сайт]. URL: http://iph.ras.ru/elib/1880.html (дата обращения: 22.01.2020).
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1946. 703 с.
20. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
21. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : монография. Казань : РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
22. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичёв [и др.]. М. : Советская энциклопедия. 1983 // Интернет-сервис для поиска информации по базе словарей, энциклопедий Академик.Ру [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1929 (дата обращения: 18.01.2020).
23. Чапаев Н. К., Акимова О. Б. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Научный диалог. 2012. № 10. С. 8–18.
24. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М. : Наука, 1978. 391 с.
25. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 2000. 112 с.
26. Chikoko V. The school cluster system as an innovation: Perceptions of Zimbabwean teachers and school heads // Africa Education Review. 2007. № 4(1). P. 42-57.
27. Mphahlele L. K. School Cluster System: A Qualitative Study on Innova-tive Networks for Teacher Development // Social and Behavioral Sciences. Vol. 47. 2012. P. 340–343.
Для цитирования
Чедов К. В. Методологическая основа взаимодействия организаций различной ведомственной принад-лежности по формированию культуры здоровья школьников // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 6 –14.