Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-1-12-26

Аннотация. Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Авторами представлен опыт подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Обоснован потенциал научно-исследовательской деятельности для развития у будущих педагогов инклюзивной компетентности как составляющей профессиональной готовности. Научно-исследовательская работа рассматривается и как процесс развития исследовательского потенциала студентов, и как результат их исследовательской деятельности. Анализируется организационно-технологический компонент образовательной среды педагогического вуза. Основной канвой исследования является проблема квалификации педагогических работников сферы инклюзивного образования. Статистика показывает непрерывный рост количества людей с инвалидностью и особенностями здоровья, при этом нарушения в развитии детей становятся более сложными и многообразными. В данной ситуации проблема доступности образования, способного удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, остается непростой. В настоящее время многие регионы сталкиваются с нехваткой педагогов, обладающих навыками инклюзивного обучения, что создает серьезные преграды дальнейшему развитию системы инклюзивного образования. Предметом внимания в статье является вопрос качества подготовки педагогических кадров для инклюзивной системы региона. Проанализированный опыт формирования готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании приводит авторов к выводу, что педагог является ключевым субъектом, обеспечивающим психологическую безопасность в образовательной среде, и он должен обладать не только мотивацией, но и психолого-педагогическими навыками, профессиональной компетентностью, чтобы эффективно выполнять свои обязанности в области образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическое образование в вузе, инклюзивная компетентность, особые образовательные потребности, подготовка педагогических кадров.

 

Информация об авторах

Кожанова Н. С. – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета.

Болгарова М. А. – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета.

 

Список источников

1. Информационно-аналитический отчет по результатам мониторинга «Учет данных о детях с ограниченными возможности здоровья, детях-инвалидах в образовательных организациях Ханты Мансийского автономного округа – Югры за 2022–2023 учебный год» (в ред. от 02.06.2023 № 10-П-1377) // Региональный центр психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, «Институт развития образования». Ханты-Мансийск. 37 с.

2. Шеманов А. Ю., Самсонова Е. В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 38–46.

3. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум. М. : Российский учебник, 2021. URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/Shkolnoe_sredovedenie.pdf (дата обращения: 17.04.2024).

4. Сергиенко С. Ю., Колотаева Л. Ю., Тюрина Н. Р. Методическое сопровождение педагогов // Управление качеством образования. 2022. № 2. С. 36–48.

5. Печеркина А. А., Сыманюк Э.Э., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2011. 233 с.

6. Инденбаум Е. Л. Инклюзивная компетентность как перспектива современного педагогического образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 194–204.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1598/ (дата обращения: 12.04.2024).

8. Приказ от 18 октября 2013 г. n 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: https://shkolainternatarbazh-43.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/ 3/2023/Profstandart.pdf (дата обращения: 11.12.2024).

9. Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 307–321.

10. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора. М. : Смысл, 2011. 679 с.

11. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. … д-ра пед. наук 13.00.08-теория и методика профессионального образования. Калининград, 2015. 390 с.

12. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Основы инклюзивного образования : практикум. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014. 69 с.

13. Калмыкова Е. А. Основные направления формирования когнитивного компонента инклюзивной культуры будущих дефектологов // Auditorium. 2019. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-formirovaniya-kognitivnogo-komponenta-inklyuzivnoy-kultury-buduschih-defektologov (дата обращения: 11.12.2024).

14. Светлакова О. Ю. Формирование инклюзивной культуры педагога воспитательно-оздоровительного учреждения образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Минск, 2022. 29 с.

15. Алехина С. В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. 2018. № 2 (10). С. 6–10.

16. Ахметова Д. З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44–46.

17. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14–17.

18. Горюнова Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 57–63.

29. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2018. 120 с.

 

Для цитирования: Кожанова Н. С., Болгарова М. А. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2025. Т. 9. № 1. С. 12–26. doi: 10.18503/2658-3186-2025-9-1-12-26.