doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-15-20
Аннотация. В современном мире, где технологии стремительно развиваются, вопрос о формировании культуры самоорганизации студентов становится особенно актуальным в технических вузах. Цифровая образовательная среда предоставляет уникальные возможности для студентов, позволяя им не только получать знания, но и развивать навыки самоорганизации, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Основополагающим элементом исследования является аксиологический подход, который акцентирует внимание на ценностях и смыслах, лежащих в основе образовательного процесса. Формирование культуры самоорганизации студентов в цифровой образовательной среде технического вуза является многогранным процессом, который требует интеграции современных технологий, оптимизации педагогической деятельности и акцентирования внимания на ценностях самообразования. В результате такого подхода студенты не только становятся более самостоятельными и ответственными, но и готовыми к вызовам, которые ждут их в профессиональной жизни. Цель данного исследования заключалась в выявлении способов, которые способствуют формированию ценностного отношения студентов к культуре самоорганизации в цифровой образовательной среде технического вуза. Творческий потенциал студентов – это не просто способность к художественному самовыражению, но и умение находить нестандартные решения в различных ситуациях. По мнению авторов, важно сопровождать процесс формирования культуры самоорганизации студентов различными видами ценностей, что эффективнее реализовать на основе аксиологического подхода. В статье описываются основные положения и принципы аксиологического подхода, которые используются в процессе формирования культуры самоорганизации студентов в условиях цифровой образовательной среды технического университета.
Ключевые слова: аксиологический подход, оптимизация педагогической деятельности, творческий потенциал, культура самоорганизации, взаимодействие с цифровой образовательной средой вуза, аксиологические принципы
Информация об авторах
Дёрина Н. В. – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».
Николаева А. Д. – профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.
Список источников
1. Гнатышина Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Челябинск : Российская академия образования, 2019. 234 с.
2. Блауберг И. В., Юдин Е. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 271 с.
3. Харланова Е. М. Концепция развития социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. 380 с.
4. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29–36.
5. Райсвих Ю. А. Формирование аксиологической направленности : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. 24 с.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
7. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для вузов; Междунар. акад. наук пед. образования. 2-е изд., стер. М. : Academia, 2004. 206 с.
8. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 194 с.
9. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ). М. : КАСТАЛЬ, 1993. 287 с.
10. Савва Л. И., Дерина Н. В., Пономарева Л. Д. и др. Гуманитаризация профессиональной подготовки студентов технического вуза. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Носова, 2019. 211 с.
11. Dyorina N. V. A combination of methodological approaches to the students' self-organisation culture // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-2. P. 115–118.
12. Rabina E. I., Dyorina N. V. Structural-functional development model for time self-organization abilities of university students // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. 67-2. P. 157–160.
13. Южакова Ю. В., Полякова Л. С., Залавина Т. Ю. [и др.]. Анализ ценностных ориентаций обучающихся технического вуза в современных социально-экономических условиях // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5(56). С. 6.
14. Горяшина Р. А. Гуманизм как идейное течение в культуре человечества // Молодой ученый. 2019. № 25(263). С. 396–399.
15. Чистов Г. А. Гуманизм как основаполагающий принцип бытия человека. Исторические формы. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2009. 35 с.
16. Князькова О. Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 428–432.
17. Тупикин Е. И., Двуличанская Н. Н. Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях // Вестник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Серия Естественные науки. 2006. № 4(23). С. 101–105.
Для цитирования: Дёрина Н. В., Николаева А. Д. Формирование культуры самоорганизации студентов технического вуза: аксиологический подход // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 4. С. 15–20. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-15-20.