Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-06-14

Аннотация. Трансформация целей и ценностей высшего образования влечет за собой изменение не только характера профессиональной подготовки педагога в вузе, но и модификацию его позиции и роли. В связи с этим использование возможностей института наставничества в педагогической деятельности на разных уровнях современного образования является одной из ключевых проблем. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования наставничества по модели «студент – ученик» в процессе профессионального обучения в вузе и становления будущего педагога. Цель исследования – представление практико-ориентированной модели наставничества «студент – ученик» и обоснование ее инновационного потенциала в профессиональном становлении будущего учителя. В статье представлен опыт организации наставничества по указанной модели в процессе профессиональной подготовки студентов вуза в отношении обучающихся, проходящих предпрофессиональную подготовку в Академическом лицее г. Магнитогорска. Модель наставничества «студент–ученик» реализуется в рамках инновационного проекта, эффективность которого основана на внедрении технологии наставничества среди студентов педагогических специальностей для использования его в качестве инструмента, сокращающего разрыв между темпом обновления содержания педагогической подготовки и темпом обновления общего образования в соответствии с принципами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [1]. Теоретическими методами выступают: проектирование модели наставничества, теоретический анализ, сравнение, обобщение. Эмпирическими методами выбраны: опрос респондентов, анализ и обобщения практического опыта на базе региональной инновационной площадки. Полученные результаты исследования подтверждают эффективность технологии наставничества как инструмента профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

Ключевые слова: наставничество, наставническая деятельность, модель наставничества «студент – ученик», технология наставника, инновационный потенциал модели наставничества для будущего педагога

 

Информация об авторах

Костомарова Е. В. – заместитель директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» г. Магнитогорска.

Савва Л. И. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и докментоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

Смушкевич Л. Н. – кандидат педагогических наук, директор МАОУ «Академический лицей» г. Магнитогорска.

 

Список источников

1. Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Президиумом РАО 29.06.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n= 831223#HWpzhWUoHHPHrGiS (дата обращения: 12.09.2024).

2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. N МР42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» // АО «Кодекс», 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/564445229?ysclid=m4s9xatgie136392323 (дата обращения: 13.09.2024).

3. Савва Л. И., Костомарова Е. В. Наставничество – модный тренд или развивающая образовательная технология // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: сб. науч. статей по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) / отв. ред. Х .Б. Нургалина. Сибай : Уфимский ун-т науки и технологий, 2022. С. 62–65.

4. Щербакова Е. В., Щербакова Т. Н. Наставничество как форма поддержки профессионального становления студентов в ходе учебной педагогической практики // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции (с международным участием) / отв. ред. Л. В. Попова. М. : Изд-во Московского пед. гос. ун-та, 2019, С. 212–215.

5. Семенова Н. В. Профессионально-педагогическое сопровождение становления социальной зрелости обучающихся ссуза // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. Вып. 1. № 2. С. 186–191.

6. Tang K. N., Mohd Y. H., Hashim N. H. Soft skills integration in teaching professional training: Novice teachers' perspectives, Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 835–840.

7. Семушина Л. Г. Влияние профессионально-квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования // Специалист. 2004. № 10. С. 26–29.

8. Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-nastavnichestva-v-praktike-obucheniya-i-razvitiya-personala-zarubezhnyh-kompaniy (дата обращения: 13.09.2024).

9. Смушкевич Л. Н., Костомарова Е. В., Савва Л. И. Организация предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения старшеклассников в условиях многопрофильного лицея посредством применения целевых моделей наставничества // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN523.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

10. Смушкевич Л. Н., Костомарова Е. В Эффективные практики сопровождения подготовки будущих педагогов при обучении в вузе // Научная мысль: традиции и инновации: сб. науч. трудов III Всероссийской научно-практической конференции /под ред. И. В. Кашубы, С.С. Великановой. Москва: Директ-Медиа, 2022. С. 113–115.

11. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6–33.

12. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25–36.

13. Савва Л. И, Дёрина Н. В. Вектор профессионального образования на развитие лидерских качеств в глобализационном мире // Вестник ОГУ. 2019. № 2 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vektor-professionalnogo-obrazovaniya-na-razvitie-liderskih-kachestv-v-globalizatsionnom-mire (дата обращения: 13.09.2024).

14. Гончарова, А. Л., Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В. Теоретическое обоснование комплекса педагогических условий формирования проектной культуры будущих архитекторов художественно-архитектурными средствами в процессе непрерывного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PDMN124.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

 

Для цитирования: Костомарова Е. В., Савва Л. И., Смушкевич Л. Н. Воспитательный потенциал модели наставничества «студент – ученик» в профессиональном становлении будущего педагога в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 4. С. 6–14. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-4-06-14.