Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-52-61

Аннотация. Автор представляет собирательный образ директоров гимназий и реальных училищ конца XIX – начала XX века, который составлен им на основе опубликованных и архивных материалах, связанных с личностью руководителей и работой учебных заведений. Во многом успешное развитие уральской средней школы зависело от профессионализма и личных качеств директорского корпуса гимназий и реальных училищ. Приводятся сведения об особенностях работы директоров организаций данного типа в уральском регионе на рубеже веков. Охарактеризовано материальное положение (расходы на квартплату, питание и т. д.) руководителей средних учебных заведений. Показана роль и значение деятельности директоров в развитии образования на Урале. Выделены основные формы их работы. Представлены сведения о возрастном составе, об их семейном положении, вероисповедании, образовании. Анализируются основные проблемы учебных заведений в начале XX века и описывается деятельность директорского корпуса. В статье делается акцент на значении деятельности директоров и их влиянии на общественность в деле развития образования на Урале. Автором сделан вывод о том, что представителей директорского корпуса средних учебных заведений можно было считать образцом культурности и образованности.

Ключевые слова: социальный образ, профессиональный образ, материальное положение, учебные заведения, культура, образование, гимназия, Урал

Информация об авторе

Рушанин В. Я. – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории, музеологии и документоведения Челябинского государственного института культуры

 

Список источников

1. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа : изд. иждивением Учен. ком. М-ва гос. имуществ, 1859. 472 с.

2. Зверев А. В. Старейшее учебное заведение Перми. К столетию Пермской мужской гимназии (1808–1908). Пермь: электротипография В. А. Чердынцева, 1908. 229 с.

3. Народное образование в Оренбургском учебном округе // Русская школа. 1897. № 4. С. 256–274.

4. Гаврилов Д. В., Буранов Ю. А., Черныш М. И. и др История Урала в период капитализма / отв. ред. Д. В. Гаврилов; АН СССР, Урал. отд-ние, Ин-т истории и археологии. М. : Наука, 1990. 500 с.

5. Памятная книга Оренбургского учебного округа на 1915 год. Уфа : Электр. тип-лит О. Г. Соловьева, 1915. 661 с.

6. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.). СПб. : изд. О. Богдановой, 1912. 346 с.

7. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802–1902). СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. 840 с.

8. Фальборк Г., Чарнолуский В. И. Народное образование в России. СПб.: изд. О. Н. Поповой, 1900. 263 с.

9. Народное образование в России с шестидесятых годов XIX века / сост. Н. В. Чехов. М. : «Польза» В. Антик и К°, 1912. 224 с.

10. Ганелин Ш. И. Очерки истории средней школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М. : Учпедгиз, 1954. 304 с.

11. Днепров Э. Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1918–1977). М. : НИИОП, 1981. 90 с.

12. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. М. : Учпедгиз, 1949. 247 с.

13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М. : Педагогика, 1976. 599 с.

14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начала ХХ вв. М. : Педагогика, 1991. 445 с.

15. Богуславский М. В. ХХ век российского образования. М. : Профиздат, 2002. 319 с.

16. Егоров А. Д. Гимназическое образование в России. Исторический очерк. Иваново : [б. и.], 1990. 96 с.

17. Егорова М. В. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX – начале ХХ в. М. : Памятники исторической мысли, 2008. 215 с.

18.Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М. : Новый хронограф, 2010. 511 с

19.Сучков И. В. Учительство в России в конце XIX – начале ХХ вв. М. : МГОПУ, 1998. 125 с.

20. Шаркова Г. А. Директорский корпус московских мужских гимназий и реальных училищ в 1913 г. // Вопросы отечественной истории. М. , 2005. Вып. 8. С. 128-134.

21. Флит Н. В. Школа в России в конце XIX – начале XX вв. : Гос. и част. гимназии, прогимназии, домаш. обучение, экстернат : метод. пособие. Ленинград : [Б. и.], 1991. 96 с.

22. Галенин Б. Г. Царская школа. Государь Николай II и Имперское русское образование. М.: Культурно-просветительский русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. 595 с.

23. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени. Челябинск : Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с.

24. Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее (Краткий историко-педагогический очерк). Пермь: Электротип. губ. земства, 1913. 204 с.

25. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1880. №1–2. 67 с.

26. Иван Федорович Грацинский, Тайный советник, Почетный гражданин города Перми и Почетный попечитель Пермской гимназии. Пермь, [б. и.] 1887. 54 с.

27. Ахмерова Ф. Приготовительное заведение // Судеб связующая нить. Уфа : Китап, 2006. С. 108-111.

28. Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. № 6–7. 280 с.

29. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. 1888. № 8. 292 с.

30. Троицкий городской округ: Энциклопедия. Челябинск : Каменный пояс, 2013. 432 с.

31. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 75. Оп. 1. Д. 20, Л. 1–2.

32. Отчет о состоянии Троицкой мужской гимназии за 1898–1899 учебный год. Троицк, 1900. 54 с.

33. Двадцатипятилетие Троицкой гимназии (1873–1898 гг.): истор. записка / сост. А. К. Зеленецким, О. И. Пушновым и В. А. Лавровским. Троицк : Тип И. О. Лесковской, 1900. 145 с.

34. Аблина Н. А. Тихомиров Иван Александрович – директор мужской классической гимназии в Троицке с 1888 по 1906 гг. // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала : материалы IV Региональной научной конференции, посвященной 80- и 70-летию образования Уральской и Челябинской областей, 15–16 января 2004 г. / сост. Н. А. Ваганова Челябинск : Челябинский обл. краеведческий музей, Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2004. С. 102–111.

35. Несколько слов об Императорском Санкт-Петербургском историко-филологическом институте. СПб. : тип В.Д. Смирнова, 1909. 21 с.

36. Тихомиров Иван Александрович //Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 65. СПб. : Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1901. С. 292

37. Оренбургская ученая архивная комиссия: ее «Труды» и авторы. Оренбург: Оренбургское кн. Изд-во им. Г.П. Донковцева, 2020. 383 с.

38. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 125. Л. 6 об.

 

Для цитирования: Рушанин В. Я. Социальный образ директорского корпуса средних учебных заведений Урала в начале XX века // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 3. С. 52–61, doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-3-52-61.