Скачать PDF

doi:10.18503/2658-3186-2024-8-2-30-38

Аннотация. Смещение производственных центров на восток СССР к началу 1942 г. потребовало изменения системы железнодорожных перевозок. На первое место вышел Урало-Кузбасс, который единственный в стране не сократил общей объем перемещения грузов. Уже в 1942 г. именно здесь было сосредоточено до половины всех грузоперевозок в стране. Одним из основных факторов функционирования промышленности оставалась работа железнодорожного транспорта. Более четверти всего грузооборота приходилось на уголь. Параллельно произошло существенное изменение в структуре самих угольных перевозок. Теперь высококалорийные угли Кузбасса и Караганды следовали на Урал исключительно для нужд коксования, обеспечивая возрастающие потребности металлургии. Для энергетических целей уральский регион был вынужден использовать исключительно местное низкокалорийное сырье. Такая структура позволила оптимизировать потребления топлива на местном уровне, но поставила Уральскую энергетику в положение, когда производство электроэнергии лимитировалось получением угля. Все военные годы электрогенерация Урала испытывала трудности в получение топлива, хотя в целом еще в течение 1942 г. удалось наладить основные транспортные потоки и остановить падение производства в энергетике. Основные военные производства в целом получали достаточно топлива и энергии, но невоенная промышленность и социальная сфера тыловых районов постоянно испытывали глубокий дефицит этих ресурсов.

Ключевые слова: экономика, война, Урало-Кузбасс, железная дорога, грузоперевозки, каменный уголь, электроэнергетика.

 

Информация об авторе

Мельников Н. Н. – доцент, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН.

 

Список источников

1. Мельников Н. Н. План Академии наук СССР по развитию электроэнергетики Урала в годы войны: от замысла к реализации // Исторический курьер. 2022. № 6(26). С. 110–123.

2. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М. : Госполитиздат, 1948. 192 с.

3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг. (в 6 томах). М. : Воениздат, 1960–1965.

4. История второй мировой войны 1939–1945 гг. (в 12 томах). М.: Воениздат, 1973–1982.

5. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М. : Экономика, 1970. 389 с.

6. История социалистической экономики СССР. Т. 5: Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны. 1938–1945 гг. М. : Наука, 1978. 562 с.

7. Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). М. : Наука, 1981. 480 с.

8. Антуфьев А. А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии, 1992. 336 с.

9. Быстрова И. В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930–1980-е годы). М.: ИРИ РАН, 2006. 702 с.

10. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М. : РОССПЭН, 1996. 336 с.

11. Горбунов А.А., Кретов Б.И. Военно-политическое значение железных дорог в Великой Отечественной войне // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1(23). С. 14–19.

12. Персианов В. А. Управление железнодорожным транспортом и особенности эксплуатационной работы железных дорог в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вестник транспорта. 2010. № 5. С. 3–8.

13. Сперанский А. В. Производственные трансформации на Свердловской магистрали в годы Великой Отечественной войны // История и современное мировоззрение. 2023. Т. 5. № 3. С. 45–51.

14. Хобта А.В. Восточно-Сибирская железная дорога во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Культура. Наука. Образование. 2015. № 3(36). С. 128–145.

15. Коновалов А. Б. Политика укрепления потенциала угольной промышленности Кузбасса в 1941–1945 годах (по документам федеральных архивов) // Шахтерские города Кузбасса в годы великой отечественной войны (1941–1945) : сб. материалоы региональной науч.-практ. конф. /науч. ред. А. Б. Коновалов. Кемерово : АИ «Кузбассвузиздат», 2015. С. 12–33.

16. Баканов С. А. Угольная промышленность Урала: жизненный цикл отрасли от зарождения до упадка. Челябинск : Энциклопедия, 2012. 328 с.

17. Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР: собрание документов и фотографий. М. : РОССПЭН, 2008. 448 с.

18. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 31. Д. 198.

19. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 82. Оп. 2. Д. 524.

20. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 31. Д. 167.

21. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 61. Д. 171.

22. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 61. Д. 196.

23. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 851.

24. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 875.

25. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 31. Д. 296.

26. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 877.

27. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 31. Д. 289.

28. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 31. Д. 419.

29. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 40. Д. 188.

30. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 31. Д. 414.

 

Для цитирования: Мельников Н. Н. Снабжение уральских предприятий коксующимся и энергетическим углем в условиях войны // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 30–38. doi:10.18503/2658-3186-2024-8-2-30-38.