Скачать PDF

doi:10.18503/2658-3186-2024-8-2-14-22

Аннотация. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей обусловила необходимость организации специальной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы – проведения цикла лекций по русскому языку на занятиях по профессиональной служебной подготовке. В данной статье представлен опыт проведения подобных лекций, основанный на учете результатов педагогических исследований по андрагогике, методике обучения и воспитания. Автором дана характеристика основных методических положений, определивших содержание занятий, выбор отдельных приемов и средств обучения и воспитания: профессионально ориентированные, обеспечивающие включение в широкий культурный контекст и обладающие для аудитории новизной сведения; необходимость эмоционального воздействия, в том числе за счет средств обучения; реализация интерактивного характера занятия. В содержание лекционного материала включены сведения, связанные с анализом и обобщением информации нормативно-правовых документов, правовой практики; историей русского языка; литературными экспериментами и примерами художественного творчества. В статье приводится иллюстративный материал по всем темам цикла лекций. Сведения, изложенные в статье, могут иметь практическое применение как в методическом аспекте при разработке культурно-просветительских лекций на различные темы, так и при определении содержания лекций о русском языке для юристов.

Ключевые слова: андрагогика, профессиональная служебная подготовка, интерактивная лекция, концептуальная визуальная метафора, юрислингвистика.

 

Информация об авторе

Шарко М. И. — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических дисциплин и информационных технологий управления ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС Кон-сультантПлюс: сайт. URL: https//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 10.10.2023).

2. Кормакова В. Н. Андрагогика воспитания: соотношение социального и профессионального // Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения) : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конференции. Псков : Псковский гос. ун-т, 2021. С. 117–121.

3. Кожина Ю. Г. Воспитание и развитие позитивного профессионального мировоззрения будущего юриста в процессе изучения лингвистических дисциплин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 2 (33). С. 32–35.

4. Дьяченко Н. В. Воспитание сотрудников МЧС в рамках андрагогики // Антропогогика. 2022. № 2 (6). С. 11–15.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс: сайт . URL: https://clck.ru/3BLwqa (дата обращения: 10.04.2024).

6. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс: сайт. URL: https://clck.ru/3BLwzU (дата обращения: 10.04.2024).

7. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28.04.2023 № 138-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс: сайт. URL: https://clck.ru/3BLxEb (дата обращения: 10.04.2024).

8. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283) // СПС КонсультантПлюс: сайт. URL: https://clck.ru/3BLxNp (дата обращения: 10.04.2024).

9. День русского языка – 6 июня // ООН: сайт. URL: https://clck.ru/3BLxcc (дата обращения: 18.06.2024).

10. Акимова М. В., Прощин Е. Е. Как читать заумные стихотворения // Arzamas.academy: сайт : URL: https://clck.ru/3BLxnX (дата обращения: 10.04.2024).

11. Кэрролл Л. Бармаглот (пер. с англ. Д. Г. Орловской) // Английская поэзия : сайт. URL: https://clck.ru/3BLygN (дата обращения: 10.04.2024).

12. Тарланов З. К. К проблеме двуязычия и диглосии в истории русского средневековья // Филологические науки. 2010. № 4. С. 67–76.

13. Декрет Совета народных депутатов от 10.12.1918 «О введении новой орфографии» // Проект «Исторические материалы»: сайт. URL: https://clck.ru/3BLzBe (дата обращения: 10.04.2024).

14. Правила русской орфографии и пунктуации (утв. Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Министерством просвещения РСФСР 1956) // ЮИС Легалакт: сайт. URL: https://clck.ru/3BLzge (дата обращения: 10.04.2024).

15. Солганик С. Я. Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка // Вестник Московского Университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 5. С. 133.

16. Методические рекомендации по лингвистической экспертизе законопроектов (утв. ГД ФС РФ) // СПС КонсультантПлюс: сайт. URL: https//www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=496016&ysclid =luzrkszw57102999151#KCtHw9UecbXpm4Cy (дата обращения: 10.10.2023).

17. Батурина Н. А. Отсутствие протокола судебного заседания как безусловное основание отмены решения суда // Российский судья. 2023. № 6. С. 22–27.

18. Белов С. А., Кропачев Н. М., Ревазов М. А. Судебный контроль за соблюдением норм современного русского литературного языка // Закон. 2017. № 3. С. 103–115.

19. Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурент-ных соглашениях: наиболее значимые решения 2015 года и планы на 2016 год (интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации) // ФАС России: сайт. URL:https//fas.gov.ru/publications/3691?ysclid=luzrmvrzf1203785558 (дата обращения: 13.10.2023).

20. Ячменев Ю. В. Медицинская услуга как объект гражданско-правовых отношений: критический анализ толкования закона // Третейский суд. 2021. № 2. С. 125–131.

21. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СПС КонсультантПлюс: сайт : URL: https://clck.ru/3BM2QV (дата обращения: 18.06.2024).

22. Атарщикова Е. Н. Язык как объект правового регулирования // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 16–19.

23. Дирксен Дж. Искусство обучать: Как сделать обучение нескучным и эффективным /пер. с англ. О. Долговой. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 276 с.

 

Для цитирования: Шарко М. И. Цикл лекций о русском языке для юристов на занятиях по профессиональной служебной подготовке: методический аспект // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. №2. С. 14–22. doi:10.18503/2658-3186-2024-8-2-14-22.