Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-2-06-13

Аннотация. В статье обозначена проблема развития в условиях образовательного учреждения крупной моторики и моторной имитации у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). Пути решения связаны с выбором оптимальных средств, системой поощрений и подкреплением верных реакций на уроках адаптивной физической культуры, способствующих развитию крупной моторики и овладению детьми основными движениями (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание). Рассмотрены основные понятия исследования (ребенок с расстройством аутистического спектра, адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, физическое упражнение, психомоторное развитие, основные движения, крупная моторика, моторная имитация, сенсорная разгрузка). Представлена последовательность планирования, организации и проведения уроков по адаптивной физической культуре учащихся 1 класса с РАС с учетом целевого ориентира инклюзивного образования в области физической культуры. Разработан игровой комплекс с использованием специальных инструментов, системы поощрений и подкреплением верных реакций на формирование основных движений у детей с РАС, который включает физические, дыхательные, кинезеологические, релаксационные, нейрогимнастические упражнения и подвижные игры. Использован инструмент для оценки развития основных видов движений у детей с аутизмом (ABLLS-R) для построения целенаправленной программы по адаптивной физической культуре. Экспериментально проверено влияние игрового комплекса на развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с РАС в условиях образовательного учреждения. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: ребенок с расстройством аутистического спектра (RAS), адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, психомоторное развитие, основные движения, крупная моторика, моторная имитация, сенсорная разгрузка, игровой комплекс.

 

Информация об авторах

Барбина Виктория Дмитриевна – тьютор-дефектолог ресурсного класса МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска.

Ильина Галина Вячеславовна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

Овсянникова Елена Александровна – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

 

Список источников

1. Бегидова Т. П. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие для вузов / 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2022. 210 с.

2. Гайченко С. В., Иванова О. А. Особенности работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. М. : ИНФРА-М, 2022. 167 с.

3. Насибулина Т. В., Новикова И. Д. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методическое пособие // Коми республиканский институт развития образования. Сыктывкар: [б. и.], 2016. 61 с. URL: https://dou2-okha.sakhalin.gov.ru/userfiles/organizaciya_zanyatiy_adaptivnoy_fizicheskoy_kultu.pdf (дата обращения: 06.05.2024).

4. Пазылов Н. Ш. Организация занятий по адаптивной физической культуре для детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для учителей физической культуры, родителей детей с РАС / под ред. О. А. Корниловой, В. И. Рослякова. Самара : СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2021. 36 с.

5. Семенович М. Л., Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Козорез А. И., Морозова Е. В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) [Электронный ресурс] //Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. № 3. С. 3–10.

6. Манелис Н. Г., Никитина Ю. В., Феррои Л. М., Комарова О. П. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи : методическое пособие // под общ. ред. А. В. Хаустова, Н. Г. Манелис. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.

7. Пантелеева Н. Г. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития (с практикумом) : учебник. М. :КноРус, 2023. 314 с.

8. Ильина Г. В. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. 188 с.

9. Слепченко Ю. А. Методы абилитации и реаблитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1(77). С. 3–7.

10 Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. М. : Спорт. 2016. 616 с.

11. Родионова В. И., Нотченко С. В., Сутайкина Е. А. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реаблитации детей и взрослых с ограниченными возможностями // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 856–858.

12. Павленкович С. С. (авт.-сост). Физиология сенсорных систем : учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2019. 48 с.

13. Сенсорное развитие у детей с расстройствами аутистического спектра : метод. рекомендации. Дайджест. [Рукопись] // Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа Югры, Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут : РИО СурГПУ, 2020. 82 с.

 

Для цитирования:

Барбина В. Д., Ильина Г. В., Овсянникова Е. А. Развитие крупной моторики у детей 7-10 лет с расстройством аутистического спектра средствами адаптивной физической культуры //Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 2. С. 6–13. doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-2-06-13