Скачать PDF

doi: 10.18503/2658-3186-2024-8-1-59-66

Аннотация. Цель статьи – выделить некоторые особенности стилистического анализа текста на примере англоязычного художественного произведения. Исследование опирается на следующие методы: анализ, логическое сопоставление, семантико-стилистический анализ. Для достижения обозначенной цели выполняется ряд задач. Во-первых, рассматривается лингвистика текста как отрасль языкознания. Во-вторых, уточняется понятие текста как коммуникативной системы, в основе создания, восприятия, интерпретации и понимания которой лежит процесс общения. В-третьих, констатируется тот факт, что текст может быть объектом комплексного филологического анализа, одним из этапов которого является рассмотрение разнообразных авторских средств художественной выразительности. Это позволяет выделить стилистический анализ текста в самостоятельную поэтапную процедуру: определение темы произведения, его функционального стиля, формы коммуникации, эмоционального тона и композиции произведения; обзор наиболее важных выразительных средств и стилистических приемов, встречающихся в тексте; выделение главной идеи текста; краткие выводы об использовании средств художественной выразительности; выражение своего личного отношения к произведению. Ключевым этапом стилистического анализа текста, который определяет практическую значимость статьи, выступает детальное изучение авторских средств художественной выразительности, что рассматривается на примере фрагмента произведения современного английского писателя Т. Парсонса «Мужчина и мальчик». Делается вывод, свидетельствующий о теоретической и практической значимости проводимого исследования: стилистический анализ английского художественного текста должен демонстрировать знание основных понятий и терминов данной отрасли лингвистики, умение определять различные выразительные средства и стилистические приемы, оценивать их роль в передаче основного содержания повествования. Наиболее ценным в такой интерпретации представляется новизна осуществляемого в статье исследования: единицы аутентичного языкового материала рассматриваются не изолированно, а в определенном текстовом произведении, речевом потоке. Это свидетельствует о прикладном значении полученных результатов: стилистический анализ англоязычного текста способствует развитию коммуникативной компетенции, лингвистических знаний и профессионально значимых коммуникативных навыков.

Ключевые слова: лингвистика текста, текст, филологический анализ текста, стилистический анализ текста, стилистический прием, средство художественной выразительности

 

Информация об авторе

Коробкина Н. И. – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

 

Список источников

1. Parsons T. Man and Boy // Harper Collins Publishers. 334 p. URL: https://www.litres.ru/book/tony-parsons/man-and-boy-63194880/ (дата обращения: 11.01.2024).

2. Марьянчик В. А. Стилистический анализ публицистического текста на занятии в вузе // Русское языкознание и литературоведение – 2022: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Новосибир. гос. техн. ун-т, 2023. С. 350–358.

3. Сандлер Л. П. Стилистический анализ текстов публицистики: проблема создания алгоритма исследования // Сборник информационных и научно-методических материалов. Выпуск № 23. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2023. С. 79–82.

4. Кандрашкина О. О. Анализ функционирования стилистических средств в англоязычных учебных текстах // Reports Scientific Society. 2023. № 6 (38). С. 126–129.

5. Любчинова Л. А., Орлова Н. В., Богомолова О. Е. Рассказы о природе в интерпретации педагогов и младших школьников: семантико-стилистический анализ текстов учебного дискурса // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 1. С. 30–41.

6. Васильева М. Н., Васильева О. Н. Особенности обучения русскому языку как иностранному: схема стилистического анализа научного текста // Education. Quality assurance. 2023. № 3 (32). С. 77–83.

7. Смирнова К. А., Крундышева А. М. Анализ стилистических ошибок научно-популярного текста на материале статей энциклопедии «Динозавры» // XXI Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте : сб. науч. статей / науч. ред. А. В. Коренева. Мурманск : Мурман. арктич. гос. ун-т, 2023. С. 329–333.

8. Можнова Ж. И. Интеграция как принцип семантико-стилистического анализа художественного текста // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин : сб. статей по материалам X Всерос. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : Нижегород. гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», 2021. С. 140–144.

9. Шайхутдинова Т. Н. Особенности элективного курса по стилистическому анализу художественного текста на иностранном языке // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 3. С. 262–267.

10. Кузнецов З. Ю. Социокультурные аспекты стилистического анализа англоязычного текста // Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Рязань : Рязан. гвард. высш. воздуш.-десант. ордена Суворова дважды Краснознамён. команд. училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, 2021. С. 132–135.

11. Гаврилова Е. В. «Аутентичное понимание» через анализ стилистических изотопий текста как основа перевода // Риторика. Лингвистика. 2021. № 16. С. 24–43.

12. Косолапова Т. В. Функционально-стилистический статус англоязычных научно-популярных текстов в рамках переводческого анализа // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. М. В. Норец. Симферополь: Изд-во Типография «Ариал», 2021. С. 147–152.

13. Дмитриева А. А. Дидактические основы обучения стилистическому анализу текста на английском языке // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых. Традиции и новаторство : сб. статей с междунар. участием. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2021. С. 160–164.

14. Шарипов А. Ш., Эшонкулов Б. Х. Лингвистика текста: история становления, развития и современное состояние // Филологический аспект. 2022. № 3 (83). С. 142–149.

15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : URSS, 2020. 144 с.

16. Болотнова Н. С. Стилистический анализ как часть комплексного филологического анализа текста // Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения) : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. Н. Добротиной. М. : Федерал. гос. бюджет. науч. учреждение «Институт стратегии развития образования», 2022. С. 90–97.

17. Коробкина Н. И., Сулейман М. М. Стилистика английского языка : учеб.-метод. пособие для студентов 4-го курса Ин-та иностр. яз. Волгоград : Волгоград. гос. социал.-пед. ун-т, «Перемена», 2023. 119 c. [Цифровой образовательный ресурс IPR SMART]. URL: https://www.iprbookshop.ru/133888.html (дата обращения: 27.10.2023). Режим доступа: для авторизир. пользователей.

 

Для цитирования: Коробкина Н. И. Стилистический анализ англоязычного текста (на материале фрагмента произведения Т. Парсонса «Мужчина и мальчик») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 59–66, doi:10.18503/2658-3186-2024-8-1-59-66.