Download PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-4-32-37

Аннотация. В статье анализируются связи между неолиберальными руководящими принципами школьного образования, заложенными в документы международных организаций, и руководящими принципами бразильской школьной программы, выраженными в Национальной общей программнойбазе (BNCC), особенно в отношении преподавания географии. Неолиберальная политика в области учебных программ, её интернационализация, отраженная в документах Всемирного банка, оказывают определенное влияние на планирование образовательной политики в развивающихся странах, в отношении учебных программ, педагогической практики и образовательного законодательства. Централизованные учебные программы ориентированы на удовлетворение основных потребностей в обучении для укрепления производственного потенциала и измерения знаний и навыков посредством стандартизированных внешних оценок. Наднациональная учебная программа единого технического языка в большей степени направлена на создание профилей обучения для производственной системы и реализацию крупномасштабных стандартизированных процессов, соответствуя образовательной политики и рекомендациям международных организаций, не в полной мере учитывает идеи учебной программы, направленной на сокращение бедности, и переориентирует ее на индивидуальное и социальное благополучие всех социальных слоев. Во введении перечислены черты неолиберализма в контексте глобализации и интернационализации образовательной политики и то, как они проявляются в учебных методических руководствах. В основной части анализируются рекомендации международных организаций, таких как Всемирный банк, ЮНЕСКО и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), и их прогнозы по образовательным реформам, особенно в Бразилии. В заключении, учитывая действующий в стране BNCC, представлен критический анализ предложения по учебной программе по преподаванию географии, включенного в этот документ.

Ключевые слова: неолиберализм, учебная политика, геополитика, Всемирный банк, организация экономического сотрудничества и развития.

 

Сведения об авторах

Хосе Карлос Либанео – доктор философии и истории образования, профессор Папского католического университета Гояс, Бразилия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лана де Соуза Кавальканти – доктор географических наук (социально-экономическая география) Университета Сан-Паулу; профессор Федерального университета Гояса, профессор аспирантуры Федерального университета Гояса, региональная Гояния и Джатай; Гояс, Бразилия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

References

1. Banco Mundial. World Bank Group Education Strategy 2020, Learning for All: Investing in People’s Knowledge and Skills to Promote Development, 97 р.

2. Brasil. Resolução CNE/CP Nº2, de 20 de dezembro de 2019, Diário oficial da união, Brasil, 2020, E. 28, S. 1, P. 87.

3. Base Nacional Comum Curricular (BNCC): educação é a base. Brasília, Disponível em: http://basenacionalcomum.mec.gov.br/images/BNCC_publicacao.pdf (Acesso em: 26.01.2021).

4. Cavalcanti L. de Souza, Pensar pela geografia: ensino e relevância social, Goiânia, C&A Alfa Comunicação, 2019, 232 р.

5. Cavalcanti L. de Souza O trabalho do professor de Geografia e tensões entre demandas da formação e do cotidiano escolar, Conhecimento da Geografia: percursos de formação docente e práticas na educação básica. Belo Horizonte, BH, Editora da UFMG, 2017, Disponível em: https://www.researchgate.net/profile/Roberto-Valadao/publication/324798242_Conhecimentos_da_Geografia_percursos_de_formacao_docente_e_praticas_na_Educacao_Basica/links/5ae30b5c0f7e9b28594a44e9/Conhecimentos-da-Geografia-percursos-de-formacao-docente-e-praticas-na-Educacao-Basica.pdf (Acesso em: 26.01.2021).

6. Cavalcanti L. de Souza, O ensino de Geografia na escola, São Paulo, Campinas, Editora Papirus. 2012, Disponível em: https://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/2799015/mod_resource/content/2/texto15 _libaneo_plano%20de%20aula.pdf (Acesso em: 23.03.2022).

7. Lenoir Yv., Du libéralisme au néolibéralisme: quels impacts pour les finalités éducatives scolaires et pour les savoirs disciplinaires, Les finalités éducatives scolaires: Pour une étude critique des approches théoriques, philosophiques et idéologiques. Saint-Lambert: Groupéditions Editeurs. 2016. https://www.researchgate.net/publication/313612991_Les_finalites_educatives_et_scolaires_Une_etude_critique_des_approches_theoriques_philosophiques_et_ideologiques_TOME_1_Fondements_notions_et_enjeux_socioeducatifs?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6InByb2ZpbGUiLCJwYWdlIjoiX2RpcmVjdCJ9fQ (Acesso em: 28 fev. 2021)

8. Libâneo J. C., School educative aims and internationalization of educational policies: impacts on curriculum and pedagogy, European Journal of Curriculum Studies, 2016, vol. 3, no. 2, pp. 444–462.

9. Libâneo J. C., Políticas educacionais neoliberais e escola: uma qualidade de educação restrita e restritiva // Políticas educacionais neoliberais e escola pública: uma qualidade restrita de educação escolar, Goiânia, Espaço Acadêmico, 2018, p. 364.

10. Libâneo J. C. Finalidades educativas escolares em disputa, currículo e didática: em defesa do direito à educação escolar, Libâneo J. C. et al. (org.), Em defesa do direito à educação escolar: didática, currículo e políticas educacionais em debate, Goiânia, UFG, 2019, pp. 33-57.

11. Libâneo J. C., Currículo de resultados, atenção à diversidade, ensino para o desenvolvimento humano: contribuição ao debate sobre a escola justa. In: BOTO, Carlota et al. (org.). A escola pública em crise: inflexões, apagamentos e desafios. São Paulo: USP, 2020, Disponível em: http://www.livrosabertos.sibi.usp.br/portaldelivrosUSP/catalog/book/564 (Acesso em: 28 fev. 2021).

12. OECD Future of Education and Skills 2030 OECD Learning Compass 2030 A Series of Concept Notes. Disponivel em: https://www.oecd.org/education/2030-project/teaching-and-learning/learning/learning-compass-2030/OECD_Learning_Compass_2030_Concept_Note_Series.pdf (Acesso em 26.01.2021)

13. The Future of Education and Skills Education 2030, Disponível em: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (Acesso em 26.01.2021).

14. Sacristán J. G., O currículo: uma reflexão sobre a prática, 3. ed., Porto Alegre, Artmed, 2000, 122 р.

15. Declaração Mundial sobre Educação para Todos (Conferência de Jomtien – 1990). Unesco. Jomtien, Tailândia, Disponível em: https://www.unicef.org/brazil/declaracao-mundial-sobre-educacao-para-todos-conferencia-de-jomtien-1990 (Acesso em 26.01.2021).

 

Для цитирования

Либанео Ж. К., Суоза Кавальканти Л., де. Политика учебной программы, геополитика и преподавание географии в Бразилии // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 32–37.