DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-4-25-31
Аннотация. В статье обсуждается проблема повышения эффективности процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза. Приведен анализ взглядов исследователей на определение терминов «коммуникативная компетенция», «иноязычная коммуникативная компетенция». Рассматривается значимость продуктивных заданий на основе проблемных ситуаций для успешного развития речевой деятельности обучающихся инженерных направлений. Автор отмечает возникающую необходимость поиска современных педагогических и лингводидактических технологий, направленных на усиление познавательной активности студентов и укрепление их мотивации к изучению иностранного языка. Особое внимание уделяется приемам работы с проблемными заданиями речевой направленности, включающими элементы экстраординарности, нестандартного сюжета, недосказанности, вызывая интерес и мотивируя обучающихся к неординарному, оригинальному решению различных проблемных ситуаций иноязычного общения. Умения иноязычного общения и решения коммуникативных проблем оттачиваются за счет осознанного выбора студентом возможности переформулирования мысли, интерпретации высказывания, исправления своих ошибок в речи. Обосновывается мысль о том, что обращение преподавателя к современным аутентичным образовательным онлайн-платформам по изучению иностранного языка имеет свои учебные преимущества. Уточняется, что дидактический потенциал иноязычных материалов аутентичных образовательных онлайн-платформ характеризуется высокой языковой направленностью, поскольку представляет коммуникативные ситуации на изучаемом языке с особенностями менталитета и лингвокультуры этноса, они помогают обучающимся обогатить словарный запас по изученной теме. Предлагается пример описания практического применения аутентичной образовательной онлайн-платформы «ÉCOLE SUISSE libre internationale de français appliqué» и проблемных заданий в процессе формирования продуктивных речевых умений обучающихся в условиях коммуникативной ситуации. Результаты рассматриваемой лингводидактической интеграции оказались плодотворными и продемонстрировали заинтересованность студентов к заданиям проблемной направленности и естественной потребности высказывать свое мнение на изучаемом языке.
Ключевые слова: иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, лингвообразовательная онлайн-платформа, продуктивные задания.
Сведения об авторе
Залавина Татьяна Юрьевна – доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Абдуразякова Е. П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 350–352.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва : Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
3. Антропова Л. И., Залавина Т. Ю., Дёрина Н. В. Особенности развития профессиональной иноязычной компетентности студентов: когнитивно-эмоциональный компонент исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 150-152.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования, 8-е изд., испр. и доп. Москва : Академия, 2015. 363с.
5. Залавина Т. Ю. Дидактический потенциал смешанного обучения в высшем образовании // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования: материалы I Нац. науч.-практ. конф. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2020. С. 381-383.
6. Залавина Т. Ю. Использование цифровых историй как способ активизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 48–52.
7. Коннова З. И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: дис… д-ра пед. наук. Тула, 2003. 356 с.
8. Макарова О. С. Павленко В. Г., Донцов А. В.. Компетентностный подход при обучении иностранному языку бакалавров, специалистов в условиях педагогического вуза : монография. Ставрополь : СГПИ, 2018. 106 с.
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Совет Европы. Департамент по языковой политике: Страсбург; пер. с англ. К. М. Ирисхановой. Москва: МГЛУ, 2005. 247 с.
10. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. Москва : Просвещение, 1991. С. 199–209.
11. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. Москва : Астрель, 2008. 238 с.
12. Чистякова В. В. Проблемные задания как средство оптимизации обучения монологу-убеждению (английский язык как второй иностранный, средний этап) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Вьш. З. Санкт-Петербург, 2011. С. 153–163.
13. Antropova L. I., Polyakova L. S., Zalavina T. Yu., Yuzhakova Yu. V. Sociocultural Conditions of Language Variation in National Languages // Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2018. № 6 (73). P. 455–456.
14. Arpentieva M. R., Geraskina P. B., Lavrinenko S. V., Zalavina T. Yu., Kamenskaya E. N., & Tashcheva A. I. Directions of Psychological Research of Academic Session. Astra Salvensis, 2018, 6, 2, pp. 646–662.
15. Bogomolova E. A., Gorelova I. V., Menshikov P. V., Zalavina T. Yu., & Arpentieva M. R. The Ability to Learn and Ability to Teach: Learning and Teaching Styles. Proceedings of the International Conference on the Theory and Practice of Personality Formation in Modern Society (ICTPPFMS 2018) electronic edition, 2018, pp. 146–153.
16. Canale M., & Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics, 1980, № 1, pp. 1–47.
17. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269–293.
18. Littlewood, W. Foreign language teaching methods: From past prescriptions to present principles. Foreign Language Teaching in Schools, 2008, 31 (4), pp. 1–13.
19. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd ed.). USA : McGraw-Hill, 1997. 352 p.
Для цитирования
Залавина Т. Ю. Преимущества интеграции использования проблемных заданий и образовательных онлайн-ресурсов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 25–31.