Скачать PDF

DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-4-19-24

Аннотация. В данной статье уточняются понятия «рефлексия» и «когнитивная стратегия» в преломлении к методике обучения иностранному языку. Представлены примеры реализации рефлексии как метакогнитивной деятельности в процессе обучения иностранным языкам. Анализ отечественной методической литературы выявляет актуальность исследования, а именно необходимость поиска универсальных эффективных способов освоения иностранных языков. Объектом исследования выступил процесс формирования грамматического и лексического навыков на начальном этапе обучения иностранному языку (английскому языку) студентов вуза – будущих учителей иностранного языка, изучающих иностранный язык (английский язык) как второй; а также навык самоанализа своей учебной, профессионально-ориентированной деятельности. Предпринята попытка разработки упражнений рефлексивного характера, которые способствуют самоанализу студентов – будущих учителей иностранного языка их учебных действий в процессе формирования грамматического и лексического навыков; а также формированию самого навыка профессионально-личностного самоанализа. Авторами статьи в процессе исследования идентифицировано преобразование категории «рефлексия» из психолого-педагогической в методическую. Предпринята попытка практического применения упражнений в обучении иностранному языку (английскому языку) студентов. Определена роль рефлексии как механизма, сопровождающего функционирование когнитивных стратегий, используемых студентами вуза в процессе овладения лексикой и грамматикой иностранного языка (английского) параллельно с процессом развития и совершенствования навыков самоанализа по отношению к себе как активным участникам профессионально-ориентированной деятельности. Выявлен и аргументирован потенциал рефлексивного вопроса как одного из эффективных методических приемов обучения иностранному языку как под руководством педагога, так и в русле самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивный вопрос, когнитивная стратегия, грамматический навык, лексический навык, обучение, иностранный язык.

 

Сведения об авторах

Исмагилова Ольга Сергеевна – старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Мелехова Юлия Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Азимов Э. Г. Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва : Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Безгина (Мелехова) Ю. Б. Современные подходы к пониманию термина «рефлексия» // Альманах современной науки и образования / под ред. А. А. Ареестова. Тамбов : Грамота. 2007. № 1. С. 37–42.

3. Исмагилова О. С. Когнитивные стратегии как инструмент повышения эффективности овладения грамматическим материалом // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : материалы Всерос. науч.-практич. конференции с международным участием, Мурманск, 22–24 ноября 2021 года. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. С. 126–129.

4. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей. Москва : АРКТИ, 2002. 176 с.

5. Крылова Н. Б. Педагогические условия реализации рефлексивно-инновационного подхода в образовательном процессе вуза : дис… канд. педагогич. наук. Череповец, 2002. 190 с.

6. Мелехова Ю. Б. Формирование рефлексивной позиции будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: дис… канд. педагогич. наук. Магнитогорск, 2017. 221 с

7. Меркулов И. П. Когнитивные способности. Москва : ИФ РАН, 2005. 182 с.

8. Михайлова Н. Г. Формирование познавательных стратегий в процессе чтения иноязычных научно-учебных текстов (профильный класс, английский язык): дис… канд. педагогич. наук. Тамбов, 2008. 171 с.

9. Черепанова Л. В. Рефлексивный подход в обучении русскому языку // Филологические науки. 20017. № 3. С. 202–215.

10. Щепилова А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 4–11.

11. Oxford R. L. Language learning styles and strategies: An overview. Learning Styles & Strategies // GALA –2003. P. 1–25.

12. Purpura J. Learner characteristics and L2 test performance. In R. L. Oxford (Ed.), Language Learning Strategies in the Context of Autonomy, Synthesis of Findings from the International Invitational Conference on Learning Strategy Research, Teachers College, Columbia University. New York : NY, 1999. P. 61–63.

 

Для цитирования

Исмагилова О. С., Мелехова Ю. Б. Рефлексия как механизм реализации когнитивной стратегии в обучении иностранным языкам // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 4. С. 19–24.