Скачать PDF

DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-3-50-54

Аннотация. В статье рассматриваются проявления позитивного мышления и изменения общественного сознания в России в эпоху постмодернизма, когда усиливается пропаганда либерализма, плюрализма и гедонизма. Предметом изучения в статье являются философия и литература постмодернизма. Характеризуя основные черты сознания людей в эпоху постмодерна, автор раскрывает и связывает понятия: эпоха постмодерна, мир как текст, децентрация мышления, ситуативные фобии, нью-эйдж, позитивное мышление, субъективный идеализм, деконструкция, постмодернистская ирония, эпистемологический релятивизм. Основной чертой постмодернизма автор считает отказ от социальных преобразований, который приводит человека к дистанцированию от общества и природы, к полному отказу от позитивно-онтологических взглядов на мир. Такая концепция изживает себя в настоящее время не только в литературе, искусстве, но и в социальных группах, где пропаганда позитивного мышления стала почти обязательной. Ирония над изменением общественного сознания дана исследователем на примере постмодернистского романа Владимира Сорокина «Путь Бро». В романе мир насилия и идеальный мир людей, выдуманный идеологами, оказываются тесно связанными. Цель работы автор видит в том, чтобы выявить изменения в эстетике постмодернизма в результате появления моды на позитивное мышление. Методом исследования выбрано научное описание. Статья актуальна в связи с недостаточным, по мнению автора, количеством исследований элемента постмодернистской эстетики в литературе. Результатом работы над статьей ее автор считает вывод о том, что мода на позитивное мышление изменила сознание современных людей. Этот факт позволяет писателям часто высмеивать сознание своих современников.

Ключевые слова: постмодернизм, философия постмодерна, позитивное мышление, нью-эйдж, литература постмодернизма, постмодернистская ирония, эстетика постмодернизма, Владимир Сорокин.

 

Сведения об авторе

Черемина Екатерина Аркадиевна – кандидат филологических наук, профессор Российской Академии Естествознания, Почетный доктор  Российской Академии Естествознания,  доцент кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Астраханского филиала Саратовской государственной юридической академии, г. Астрахань, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. orcid.org/0000-0001-7318-403X.

Литература

1. Бузгалин А. В. Постмодернизм устарел… закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии» // Вопросы философии. № 2. 2004. С. 3–15.

2. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Постнеклассический универсализм и сетевой человек: философские взгляды эволюции человека в современном мире // Наука и образование: научный и общественно-политический журнал. 2006. № 3 (43). С. 62–64.

3. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. Москва: Интрада, 1998. 255 c.

4. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: ИНИОН РАН. INTRADA. 2001. 425 с.

5. Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 56–65.

6. Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой: методы, техника, практика /пер. с фр. и предисл. Мих. Кадиша. Москва : Амрита-Русь, 2011. 122 с.

7. Лекторский В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 3–10.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Санкт-Петербург : Алетейя,1998. 65 с.

9. Ратников В. П. Постмодернизм: истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. № 4 (29). С. 120–132.

10. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Москва : АСТ, 2010. 698 с.

11. Эмерсон Р. У. Нравственная философия. Минск: Харвест; Москва: АСТ. 2001. 384 с.

 

Для цитирования

Черемина Е. А. Позитивное мышление в философии и литературе постмодернизма // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 3. С. 50–54.