Скачать PDF

DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-3-13-20

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка. В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что будущий учитель иностранного языка должен показать не только высокий уровень знаний иностранного языка, истории и культуры страны изучаемого языка, а также теории и практики межкультурной коммуникации. Актуальность исследования заключается в разграничении понятий иноязычная коммуникативная компетенция и межкультурная компетенция и уточнении компонентного состава межкультурной компетенции. Объектом исследования явился процесс профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. В процессе исследования авторы опирались на такие методы, как метод научно-фиксируемого наблюдения, критического анализа литературных источников, сравнения и описания. Основополагающими подходами выступили социокультурный, межкультурный, коммуникативный и личностно-деятельностный. Результаты исследования состоят в уточнении структуры межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка, в разработке системы работы по формированию межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка в рамках дисциплины «Практический курс 1-го иностранного языка», наряду со специальными дисциплинами такими, как «Основы межкультурной коммуникации» и «Специальное страноведение». Именно практический курс позволяет включить в процесс профессиональной подготовки межкультурные проблемно-коммуникативные задачи, которые нацелены на формирование межкультурных речевых умений и требуют сравнения, сопоставления, интерпретации поведения представителей иной культуры, применения полученных межкультурных знаний. Для этого авторами были отобраны монокультурные тексты научно-популярного характера из книги британского антрополога К. Фокс «Наблюдая за англичанами». Практическая значимость заключается в возможности применения материалов исследования в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, межкультурное общение, коммуникативные навыки.

 

Сведения об авторах

Анна Михайловна Барышникова – магистрант Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Юлия Викторовна Барышникова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Лингвистики и перевода Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»; Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного. Москва : Русский язык, 1984. 144 с.

2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лигводидактика и методика. Москва : Академия, 2008. 335 с.

3. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению. Подход и модель. Пермь : Перм. ун-т, 2002. 260 с.

4. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). Москва : Русский язык, 1989.219 с.

5. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. Санкт-Петербург : Каро, 2005. 352 с.

6. Красильникова, Е. В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 1. С. 179–184.

7. Литвинов А. В. О структуре межкультурной компетенции // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей. Москва : МАКС Пресс. 2004. № 28. С. 51–57.

8. Матиенко А. В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной мультикультурной личности // Научный результат. Серия «Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. Белгород: ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2016. № 2(8). С. 73–77.

9. Павлова Л. В., Вторушина, Ю. Л., Барышникова Ю. В. Развитие умений критического мышления у студентов вуза на основе межкультурного чтения // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. С. 28.

10. Петровская Л. А. Компетентность в общении: уч. пособие для вузов. Москва: во «Смысл», 2007. 387 с.

11. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д. Межкультурная коммуникация. Москва: Изд-во «Альфа-М: ИНФРА-М», 2006. 288 с.

12. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. Санкт-Петербург: Фонд «Международный Фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ». № 1. 2007. С. 125–139.

13. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 239 с.

14. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч. пособие для вузов. Москва: Слово, 2000. 624 с.

15. Трунов Д. Вербальная и невербальная коммуникация // Коммуникация: концептуальные и прикладныеаспекты (Коммуникация-2004). Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП. 2004. С. 80–81.

16. Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык: уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Москва: Просвещение, 1987. 192 с.

17. Bayram, M. Teaching and assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters. Bristol: Multilingual Matters Ltd., 1997. 136 p.

18. Fox, Kate. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. London: Hodder, 2004. 424 p.

 

Для цитирования

Барышникова А. М., Барышникова Ю. В. Формирование межкультурной компетенции будущего учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 3. С. 13–20.