Скачать PDF

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-3-06-12

Аннотация. Актуальность исследования обосновывается общемировой тенденцией, связанной с отходом стран от устаревшей однополярной системы мироустройства и становлением новой многополярной модели мирового порядка, в которой Россия играет важную роль. В то же самое время недружественные государства предпринимают активные нападки на государственный суверенитет Российской Федерации, устраивают информационные диверсии, пытаются осуществить «вестернизацию» традиционных российских духовно-нравственных, культурных и исторических ценностей, насадить чуждые российскому обществу идеалы. В изменившихся геополитических условиях современной системой образования должно быть обеспечено формирование специалиста, который является не только профессионалом, востребованным на рынке труда, но и эффективно выполняет социальные функции, будучи патриотом, что невозможно без наличия у него сформированной системы ценностных ориентаций, составленной на традиционных российских ценностях. Предметом данного исследования обозначены аксиологические ситуации. Цель состоит в разработке комплекса аксиологических ситуаций, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих бакалавров в современных геополитических условиях. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза для формирования у будущих бакалавров ориентаций на традиционные российские ценности. Социальную значимость полученных результатов автор видит в том, что данные ценностные ориентации студентов способствуют укреплению гражданского самосознания, росту социальной активности, вовлеченности в решение насущных задач на местном и государственном уровне, сохранению российской самобытности, исторической памяти и культуры, служат основой патриотизма. Новизна исследования заключается в разработке оригинального комплекса аксиологических ситуаций; определении структуры аксиологической ситуации; предложенном алгоритме работы с данными ситуациями; выявлении этапов их реализации и методов, применяемых на каждом этапе работы; в обозначении функций, выполняемых аксиологическими ситуациями в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: ценностные ориентации будущих бакалавров, ценности, аксиологические ситуации, формирование ценностных ориентаций, структура аксиологической ситуации, этапы реализации, функции аксиологических ситуаций.

 

Сведения об авторе

Солдатченко Александр Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры языкознания и литературоведения Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1.  Брюхова Ю. П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребёнка младшего школьного возраста : дис. ... канд. педагогических наук. Москва: Северный (Арктический) федеральный университет. 2010. 223 с.

2. Ворокова Н. Х. Формирование нравственно-ценностных ориентаций учащихся колледжа на основе использования проблемных жизненных ситуаций : дис. ... канд. педагогических наук. Майкоп: Кабардино-Балкарский гос. ун-т им. Х. М. Бербекова. 2012. 202 с.

3. Дегтярёва Т. Н. Ситуация нравственного выбора как средство воспитания нравственной ответственности старшего подростка : дис. ... канд. педагогических наук. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т. 2014. 206 с.

4. Карпова О. С. Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка : дис. ... канд. педагогических наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т. 2011. 246 с.

5. Кирьякова А. В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. 2002. № 7. С. 4–11.

6. Махутова Г. М. Проблемные ситуации в обучении иноязычному общению студентов : дис. ... канд. педагогических наук. Нижневартовский гос. гуманитарный ун-т. Москва, 2013. 184 с.

7. Мироненкова Н. Н. Особенности дидактического моделирования ситуаций ценностно-смыслового выбора обучающихся : дис. ... канд. педагогических наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный ун-т. 2011. 190 с.

8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 тт. Т. 1. Москва : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».).

9. Сигова В. Л. Развитие креативности будущих учителей музыки через ситуации выбора в учебной деятельности : дис. ... канд. педагогических наук. Вологодский гос. пед. ун-т. Вологда, 2014. 226 с.

10. Солдатченко А. Л. Аксиологический аспект становления социальной зрелости студентов технического вуза в контексте цифровизации системы высшего образования. Libri Magistri. 2022. № 2 (20). С. 93–101.

11. Солдатченко А. Л., Костюченко М. В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов как основы социальной самоопределённости // Libri Magistri. Филология в XXI веке. 2017. Выпуск 4. С. 133–138.

12. Солдатченко А. Л., Харитонова С. В. Формирование ценностных ориентаций студентов вузов посредством аксиологических ситуаций // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 4. С. 74–82.

13. Сопова Н. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации : дис. ... канд. педагогических наук. Воронеж: Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ. 2009. 197 с.

 

Для цитирования

Солдатченко А. Л. Аксиологические ситуации как средство формирования ценностных ориентаций будущих бакалавров // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 3. С. 6–12.