DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-2-49-54
Аннотация. В В статье предпринята попытка зафиксировать изменения в производстве и дистрибуции новостного контента, проявляющиеся на фоне активного развития нового канала массовой коммуникации – мессенджера Telegram. Актуальность решаемой автором проблемы детерминирована повсеместным распространением мессенджеров типа Telegram и связанной с этим необходимостью изменения сложившихся профессиональных журналистских практик, необходимых для адаптации к новым условиям. В фокусе внимания находятся трансформации традиционного новостного жанра – информационной заметки. С целью выявления признаков процесса трансформации жанра информационной заметки автором проанализировано около 120 публикаций новостных Telegram-каналов, таких, как: «Раньше всех. Ну почти», «Осторожно, новости», «Varlamov News», «Пул №3» и др. Выявлено, что процессы жанрового преобразования подчиняются логике работы мессенджера и одновременно свидетельствуют об изменениях в восприятии медиаконтента. Полученные результаты могут представлять интерес для профессиональной аудитории, поскольку дают ключ к пониманию технологии создания новостей в новых условиях, что важно для специалистов СМИ, заинтересованных в освоении нового канала коммуникации и привлечении дополнительной аудитории.
Ключевые слова: журналистика, медиакоммуникация, smm, медиапотребление, мессенджер, информационная заметка, новостной контент.
Сведения об авторе
Максимова Альбина Муратжановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Баканов Р. П. Интернет-издания Республики Татарстан в борьбе за внимание аудитории в современном изменяющемся медиаландшафте // Медиа-2022: теория и практика: к 150-летию МПГУ : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 03 марта 2022 года /под общей ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. Москава : Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 149–154.
2. Болдина К. А. Виды русскоязычных медиа на платформе Telegram // Медиа в меняющемся мире: проблемы изучения и преподавания : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. кафедры журналистики, Нижний Новгород, 10 марта 2021 года. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 109–115.
3. Бондаренко О. В. Телеграмм-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. 2018. № 2-2. С. 170–172.
4. Будовская Ю. Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. № 11. С. 57–63.
5. Горбатов Д. С. Приемы пропаганды в новостных интернет-мемах мессенджера Телеграм // Власть. – 2021. Т. 29, № 3. С. 26–35.
6. Демидкина К. Аудитория русскоязычных каналов в Telegram выросла вдвое за 2022 год [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/483954-auditoria-russkoazycnyh-kanalov-v-telegram-vyrosla-vdvoe-za-2022-god (дата обращения: 12.03.2023)
7. Дудина В. И. Влияние социальных медиа на восприятие рисков здоровью в период эпидемий // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития : материалы Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 12–14 ноября 2020 года. Санкт-Петербург : ООО «Скифия-принт», 2020. С. 403–404.
8. Иванов А. Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 1, № 3. С. 126–132.
9. Катенева И. Г. Социальные медиа как объект исследования (рубрика «Социальные сети» журнала «Русский репортер») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 6. С. 81–90.
10. Коноплев Д. Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3(25). С. 19 –200.
11. Круглов В., Федотова М. SMM в Телеграме: что учитывать, чтобы не запороть канал [Электронный ресурс] // SMMplanner blog. 2023. URL: https://smmplanner.com/blog/osobiennosti-smm-v-tielieghramie-chto-vazhno-uchityvat-chtoby-nie-zaporot-kanal (дата обращения: 12.03.2023)
12. Мухина О. С. Психологические особенности гражданской и внештатной журналистики цифровой эпохи // От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде : сб. науч. трудов Всероссийской научной конференции, Новосибирск, 24–25 марта 2021 года / отв. ред. В. В. Петров. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. С. 200–204.
13. Олешко В. Ф. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 564–585.
14. Сапрыкин Ю. Мы будем читать это в мессенджерах и часах [Электронный ресурс] // МедиаПрофи. URL: http://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/2465 (дата обращения: 13.03.2023)
15. Соколова Д. В. Трансформация стратегий дистрибуции новостного контента в мессенджере Telegram // Век информации. 2018. № 2-1. С. 257–258.
Для цитирования
Максимова А. М. Трансформация жанра информационной заметки в новостных telegram-каналах // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 49–54.