Скачать PDF

DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-2-42-48

Аннотация. Статья посвящена выявлению и описанию коммуникативных стратегий и тактик газетного дискурса. Интерес к феномену дискурса связан с потребностью изучать языковые явления в их тесной связи с коммуникативными, социокультурными факторами. Актуальность исследования объясняется необхо-димостью не только уточнения номенклатуры стратегий и тактик газетного дискурса, но и описания таких типов речевых действий журналистов, которые присутствуют в публикациях, посвященной конкретной проблематике – здоровью. В качестве материала привлекались журналистские тексты, посвященные теме здоровья и взятые из наиболее популярных на сегодняшний день изданий: «Известия», «Российская газета», «КоммерсантЪ», «Ведомо-сти». Выборка производилась в период 2022–2023 годов. Для описания речевых действий журналистов был разработан, а затем применен алгоритм анализа коммуникативных стратегий и тактик. В результате исследования были конкретизированы понятия коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика, определена проблематика газетных публикаций, охарак-теризованы следующие стратегии и тактики: стратегия провоцирования эмоциональных реакций (тактика сопоставления, поляризации, формирования напряженного эмоционального состояния, героизации), управления кри-тичностью восприятия (тактика фрагментации, совместного рассуждения, ссылки на авторитетный источник, исключения фактов), создания «инфоповода» (тактика мистификации, «нативной» рекламы). В ходе исследования подтвердилась идея о том, что выбор коммуникативных стратегий и тактик, который делает журналист при написании материала, находится в прямой зависимости от тематики журналистской публикации. Перспек-тивы настоящего исследования видятся в дальнейшем расширении и уточне-нии представленной номенклатуры коммуникативных стратегий и тактик в текстах о здоровье.

Ключевые слова: газетный дискурс, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, здоровье, журналистика.

 

Сведения об авторе

Чернова Оксана Евгеньевна – кандидат филологических наук, доцент института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственных технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

Литература

1. Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 25 с.

2. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.  Москва : Искусство, 1986. С. 297–325, 421–423 (прим.).

3. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва : УРСС, 2002. 284 с.

4. Кажберова В. В., Князева М. Л., Петрова И. А. Этический кодекс для журналистов и блогеров в сфере общественного здоровья (опыт создания и анализ первых результатов) [Электронный ресурс] // Меди@льманах. 2022. №1 (108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskiy-kodeks-dlya-zhurnalistov-i-blogerov-v-sfere-obschestvennogo-zdorovya-opyt-sozdaniya-i-analiz-pervyh-rezultatov (дата обращения: 28.04.2023).

5. Катенева И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ : на материале общественно-политических оппозиционных изданий : дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2010. 250 с.

6. Первухина С. В., Рудь Е. Е. Коммуникативно-ситуативный подход в изучении газетного дискурса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 3. С. 10–20.

7. Серебрякова С. В., Милостивая А. И. Лингвистическое портретирова-ние пандемии Covid-19 в прессе России и Германии // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 2. С. 202–209.

8. Сяохун У. Речевые стратегии и тактики речевых актов-директивов в медиатекстах, освещающих кампанию по вакцинации от коронавируса [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-strategii-i-taktiki-rechevyh-aktov-direktivov-v-mediatekstah-osveschayuschih-kampaniyu-po-vaktsinatsii-ot-koronavirusa (дата обращения: 07.05.2023).

9. Фролова Т. И., Стрига Е. А. Готовность российских журналистов к продвижению ценностей здорового образа жизни // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 3 С. 29–55.

10. Чернова О. Е. Теория коммуникации. Стратегии и тактики коммуни-кативного взаимодействия : учебное пособие. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2020. 101 с.

 

Для цитирования

Чернова О. Е. Коммуникативные стратегии и тактики в газетных публикациях о здоровье // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 42–48.