DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-2-30-35
Аннотация. В статье исследуется проблема последствий политизации учащейся молодежи во второй половине XІX в., происходившей в России под влиянием роста революционно-демократического движения. В этой связи основное внимание в статье уделяется действиям государства и школы по минимизации влияния революционных идей на молодежь и недопущению ее вовлечения в протестное движение. Исследование проводилось в отношении такой социальной группы, как девушки – ученицы средних общеобразовательных заведений Урала. К главным направлениям школьной политики властей авторы относят строгую систему школьного и внешкольного надзора за поведением и учебой школьниц; организацию деятельности попечительских советов при женских учебных заведениях; повышенное внимание к женской школе со стороны членов Императорской семьи, способствовавшее формированию верноподданических настроений у учениц; усиленное внимание власти к религиозно-нравственному воспитанию учениц как фундаменту их мировоззрения и основе политической благонадежности. В целях реализации данной государственной политики при учебных заведениях строились храмы и церкви, вводилось преподавание не только православного, но и римско-католического и иудейского вероучения, Результатом этого стало преобладание академических выступлений учениц и минимальное их участие в политических акциях. Авторы предлагают свое понимание в определении цены участия представительниц средних учебных заведений императорской России в антиправительственном движении второй половины XІX в., которое заключается в том, что на Урале женские учебные заведения не платили «политическую цену» за участие девушек-учениц в протестном движении, ограничиваясь «школьной ценой».
Ключевые слова: учащаяся молодежь, средняя школа, протестное движение, «цена политическая» «цена школьная».
Сведения об авторах
Конев Леонид Михайлович – кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Королёв Никита Сергеевич – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, музеологии и документоведения Челябинского государственного института культуры, Челябинск, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Архангельска Л. В. Становление женского гимназического образования в Пермской губернии // Вестник Пермского университета. 2015. № 4. С. 95–102.
2. Белавин К. А. К истории просвещения в Оренбургском крае : женские гимназии и прогимназии в 1875–1899 гг. Оренбург : Типо-Литография Ив. Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1903. 250 стлб.
3. Вендеровская Р. Б. Сорока-Росинский В.Н. Проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. № 22. С. 77.
4. Ефремова У. П., Попов М. В. Епархиальное женское училище и подготовка учительских кадров в Екатеринбурге (1880–1920 гг.) // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 13–19.
5. Зотова Л. М. Женское образование в Вятской губернии во 2 пол. XIX – начале ХХ вв. Киров : [Б. и.], 2003. 243 с.
6. Кондратьева М. А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. № 1. С. 75–80.
7. Конев, Л. М. Первая русская национальная школа на Урале. 60-е гг. XІX в. – начало XX в. : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 330 с.
8. Пономарева А. А. Развитие женского образования на Урале в период XIX до начала XX в. // Педагогическое образование. 1997. № 1. С. 103–109.
9. Рушанин В. Я. Революционно-демократическое движение уральской молодежи в 1861–1904 годах / Челяб. гос. пед. ин-т, Челяб. обл. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. Челябинск : ЧГПИ, 1992. 186 с.
10. Рушанина Н. П. Деятельность большевиков Урала по вовлечению женщин в революционную борьбу на буржуазно-демократическом этапе революции в России (1903 – февраль 1907 гг.) : автореферат диссертации ... канд. ист. наук : специальность 07.00.01 - История Коммунистической партии Советского Союза / Челябинский государственный педагогический институт Челябинск : [б. и.], 1990. 23 с.
11. Семаков С. Из революционного прошлого молодежи Вятской губернии (1905-1906 гг.). Вятка: [Б. и.], 1926. 78 с.
12.Филиппов, Б.А. Образование и социальная политика (взгляд на дискуссии ХХ в.) // Педагогика. 1995. № 1. С. 104–109.
Для цитирования
Конев Л. М., Королёв Н. С. Цена участия в протестном движении учениц уральской женской средней общеобразовательной школы во второй половине XІX века // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 30–35.