DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-2-06-13
Аннотация. Статья посвящена вопросу о взаимодействии преподавателя и студента в условиях образовательного пространства современного российского вуза, неотъемлемой характеристикой которого должно быть создание между всеми участниками образовательного процесса системы связей, позволяющей наиболее эффективно осуществлять образовательный и воспитательный процессы. Анализ существующих проблем и потребностей учащихся высшей школы в контексте их взаимодействия с педагогом представляется актуальным. Он продиктован необходимостью изменений в системе высшего образования, реформирование которого активно дискутируется. Исследование выполнено на основе методов анкетирования и устного интервью, а также метода анализа литературы по исследуемой проблеме. Полученные данные подтверждают, что 80 % респондентов испытывали негативный стресс в процессе обучения; 93 % респондентов считают, что роль педагога в снижении уровня стресса является ведущей, поскольку именно преподаватели способны минимизировать эмоциональную напряженность в учебной аудитории и создать спокойную учебную обстановку. Доказана потребность студентов в поддержке преподавателя: с точки зрения студентов, уважительное взаимодействие между преподавателем и студентом оказалось более значимым в сравнении со способностью педагога эффективно передавать знания по предмету. Среди способов демонстрации уважительного отношения респондентами были названы отсутствие раздражения и повышения голоса при ответе на вопросы, объективная оценка знаний учащихся, умение слушать, готовность оказать помощь, а также способность преподавателя выступать в роли партнера. Анализ ответов респондентов показывает, что большая часть из востребованных у студентов качеств педагога относится не к профессиональной характеристике преподавателя, а к чертам его личности. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что даны рекомендации по установлению сбалансированного взаимодействия между преподавателем и студентом и снижению уровня тревожности, что способствует повышению эффективности работы по созданию современного образовательного пространства высшей школы. Полученные результаты могут также найти практическое применение в создании программ повышения квалификации для преподавателей вузов, не имеющих педагогического образования.
Ключевые слова: образовательное пространство, высшая школа, взаимодействие «преподаватель – студент», стресс.
Сведения об авторе
Макарова Елена Николаевна – доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета; Екатеринбург, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Литература
1. Абрамова И. Е., Макарова Е. Н. Трансформация роли преподавателя иностранных языков в региональном вузе: сравнительный анализ субъективного самочувствия педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 2(44). С. 415–429.
2. Макарова Л. Н. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 178. С. 7–12.
3. Медведева Л. В. Структура образовательно- информационного пространства современной высшей школы // Человек и образование 2016. № 1(46). С. 85–90.
4. Нархов Д. Ю. Взаимодействие преподавателя и студента современного вуза: проблемы социологического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 4. C. 66–73.
5. Николаева Л. В., Саввинова Р. В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих социалистов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 351–354.
6. Семенов О. А., Николаев Е. В., Семенова Г. Е. Исследование образа современного преподавателя среди студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29517 (дата обращения: 18.02.2022).
7. Толстоногова И. В. Взаимодействие «преподаватель – студент» как ядро академической коммуникации на практическом занятии по английскому языку // Моделирование эффективной речевой коммуникации в контексте академического и профессионально ориентированного взаимодействия: сб. науч. ст. / под общ. ред. О. В. Лущинской, Е. В. Савич. Минск : БГУ, 2016. С. 99–104.
8. Усольцев А. П., Кощеева Е. С. Феномен педагогического непрофесси-онализма преподавателей вузов // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 26–41.
9. Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 28–38.
10. Шибаев В. П., Шибаева Л. М. Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 313–314.
11. Brinkworth M. E., McIntyre J., Juraschek A. D., Gehlbach H. Teacher-student relationships: the positives and negatives of assessing both perspectives // Journal of applied developmental psychology. 2018. Vol. 55. P. 24–38.
12. Briody E. K., Wirtz E., Goldenstein A., Berger E. J. Breaking the tyran-ny of office hours: overcoming professor avoidance // European journal of engi-neering education. 2019. Vol. 44, iss. 5. P. 666–687.
13. Claessens L., van Tartwijk J., van der Want A. et al. Positive teacher-student relationships go beyond the classroom, problematic ones stay inside // The journal of educational research. 2017. Vol. 110, iss. 5. P. 478–493.
14. Farrell T. Reflecting on teacher–student relations in TESOL // ELT Jour-nal. 2015. Vol. 69, iss. 1. P. 26–34.
15.Maleki F., Talaei M. H., Moghadam S. et al. Investigating the influence of teachers' characteristics on the teacher-student relations from students' per-spective at Ilam University of Medical Sciences // Journal of clinical and diagnos-tic research. 2017. Vol. 11, iss. 6. P. JC04–JC08.
16. Safaei N., Shahrokhi M. Relationship between teacher self-disclosure and teaching style: perception of EFL teachers // Cogent education. 2019. Vol. 6. Art. 1678231.
17. Sharma S., Sarkar P. Efficiency of blended learning in reduction of anxi-ety: with special reference to high school students // International journal of grid and distributed computing. 2020. Vol. 13, iss. 1. P. 277–285.
18. Stocker S. L., Gallagher K. M. Alleviating and altering appraisals: Social-emotional learning in the college classroom // College teaching. 2018. Vol. 67, iss. 1. P. 23–35.
19. Yan Y. The research on teacher-student relationship from the perspective of educational philosophy // Open journal of social sciences. 2019. Vol. 7, iss. 12. P. 448–459.
20. Yusofi M., Zarghami-Hamrah S., Ghaedy Y., Mahmudnia A. A quasi-transcendental approach for removing hierarchical teacher-student relation // Policy futures in education. 2017. Vol. 16. P. 346–359.
Для цитирования
Макарова Е. Н. Формирование образовательного пространства вуза путем совершенствования взаимодействия «преподаватель – студент» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 6–13.