Скачать PDF

DOI:10.18503/2658-3186-2023-7-1-54-59

Аннотация. В статье рассматриваются особенности символической реальности художественного мира произведения Ф. Сологуба «Не иссякли творческие силы» (1921). Данное стихотворение представляет собой художественный пример рефлексии феномена словесного творчества. Стремление к такого рода рефлексии характерно для Ф. Сологуба и отражается не только в его статьях, но и в художественных текстах. Цель исследования – рассмотреть стихии воды и огня как векторы ценностно-смысловой структуры стихотворения. Для этого необходимо определить, как эти первоэлементы связаны с образом творчества («творческих сил») и окказиональным (индивидуально-авторским) мифологическим образом Мойры-Афродиты. Основными исследовательским методами выбран феноменологический метод, предполагающий описание художественного мира как интенционального объекта с имманентно присущими ему смыслами, и герменевтический, представляющий собой истолкование текста и образов художественной реальности. Основные результаты работы состоят в обнаруженной автором статьи двойственной семантики воды и огня, слез, сна и росы, самой Мойры-Афродиты и сладкого яда. «Слово», которое репрезентирует тему поэтического творчества, наделяется двоякой характеристикой – драгоценная ноша: с одной стороны, это тяжелый труд, но, с другой, – сама ноша ценная, поэтому усилия творца осмысленны и оправданы. Актуальность обоснована тем, что поэтика и тенденции историко-литературного процесса Серебряного века нуждаются в осмыслении, в частности, текст Ф. Сологуба «Не иссякли творческие силы», требующий истолкования. Новизна проведенного анализа заключается в том, что выявляется двойственность художественных образов, доказывается значимость первоэлементов воды и огня в образной системе стихотворения, подтверждается отсылка к античности, доказывается ее влияние на дальнейшее формирование модернистской составляющей – индивидуально-авторского мифотворчества. Результаты исследования могут использоваться в ходе дальнейшего изучения творчества Ф. Сологуба, материалы статьи могут стать частью учебного курса, посвященного осмыслению отечественным литературоведением поэзии Серебряного века.

Ключевые слова: Мойра-Афродита, Серебряный век, мифотворчество, первоэлементы, символ, миф.

 

Сведения об авторе

Аксёнова Анастасия Александровна – ассистент кафедры русского языка и литературы Кемеровского государственного университета; Кемерово, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID ID: 0000–0001–5048–6019.

 

Литература

1. Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия в 9 тт. / гл. ред. А. А.Сурков. Т. 6. Москва : Советская энциклопедия. 1971. С. 826–831.

2. Бройтман С. Н. Федор Сологуб // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Книга 1. Москва: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 960 с.

3. Гоздек А. Афродита – олицетворение созидающей силы любви: стихотворение Федора Сологуба «Не иссякли творческие силы...» // Русская литература. 2013. № 4. С. 90–95.

4. Губайдуллина А. Н. Поэзия Федора Сологуба: Принципы воплощения авторского сознания : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Том. гос. ун-т. Томск, 2003. 23 с.

5. Губайдуллина А. Н. Поэтическое творчество как предмет рефлексии в эстетическом сознании и лирике Сологуба // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2004. С. 5–22.

6. Евдокимова Л. В. Переосмысление идей Гераклита и пушкинских образов с семантикой огня в книге стихов Ф. Сологуба «пламенный круг» // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. № 2. С. 85–100.

7. Рассел Б. История западной философии. Москва : АСТ, 2016. 1024 с.

8. Сологуб Ф. К. Демоны поэтов // Сологуб Ф. Творимая легенда. Кн. 2, Москва : Художественная литература, 1991. 304 с.

9. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: от эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / издание подготовил А. В. Лебедев, Москва : Наука, 1989. 576 с.

10. Фуксон Л. Ю. Уменьшительно-ласкательный образ мира. Б. м. : ООО «Издательские решения», 2022. 142 с.

11. Фуксон Л. Ю. Художественный космос как предмет толкования // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 49–55.

 

Для цитирования

Аксёнова А. А. Стихии воды и огня в стихотворении Ф. Сологуба «Не иссякли творческие силы» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 1. С. 54–59.